/ Новости сайта / Гипотезы / Следует ли человечеству пытаться найти разумную внеземную жизнь?
09.07.2014

Следует ли человечеству пытаться найти разумную внеземную жизнь?

Оценка: 5.0    2388 6 Гипотезы

К настоящему моменту астрономы определили почти около 2000 различных экзопланет. И пропорционально росту их числа растет и вероятность того, что мы однажды все-таки сможем найти внеземную жизнь. Сомневаться в том не стоит. Здесь вопрос стоит скорее всего в том, насколько «плотно заселена» Вселенная?

И если внеземная жизнь находится «где-то там», то вполне возможно, мы сможем до нее «достучаться» радиопередачами. Такой способ активного поиска носит название «Active SETI» и заключается не во вслушивании внешнего сигнала, а скорее в передаче своего собственного в надежде однажды найти точку его приема.

Сперва «Active SETI» может показаться научной фантастикой, однако некоторые астрономы уже сейчас начинают его воспринимать и обсуждать с полной серьезностью вопроса. И все же как и при любых начинаниях находятся скептики, которые в данном случае считают, что передача человечеством радиосигналов в дальний космос может однажды обернуться концом нашей цивилизации, ведь неизвестно, кто и с каким уровнем интеллекта и развития «на том конце возьмет трубку».

Работа кипит

«Это весьма интересная тема для обсуждения», — рассказывает Сет Шостак, главный астроном Института SETI, занимающегося поиском внеземных цивилизаций.

«За последние годы прошло немало встреч и было зачитано немало докладов о программе «Active SETI», ведь она является одним из наиважнейших аспектов нашей работы».

В интервью порталу Space.com Шостак рассказал, что по его мнению данный вопрос не является чем-то, за что человечеству нужно сильно беспокоится.

«С более широкой публикой, конечно, мы этот вопрос пока не обсуждали со всех сторон. Однако те же самые новости об обнаружении новых экзопланет вызывают большой интерес по всему миру. А ведь даже такие новости, и уж тем более разговор о них с обычными людьми, были практически невозможны еще 20 лет назад».

«Начнем с того, что для «Active SETI» по-прежнему остается важнейшим вопрос о том, в каком направлении работать? Что является самым подходящим способом для общения? Даже если вы нашли подходящий способ, что именно вы захотите сказать?».

На расстоянии

Несколько лет назад знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг предположил, что общение землян с внеземным разумом может оказаться угрозой для Земли в целом. И хотя наличие внеземной жизни пока не доказано, Хокинг тогда сказал, что итог посещения Земли пришельцами с других планет может оказаться таким же печальным, как и открытие Америки Христофором Колумбом. Как всем известно, для местных жителей Америки эта встреча в итоге закончилась не очень хорошо.

«Хокинг несколько лет назад нас всех немного припугнул, заявив о том, что человечество не должно транслировать сообщения о своем существовании, потому что результат всего этого может оказаться совсем безрадостным для всех нас», — говорит Крис Импи, глава кафедры астрономии в Аризонском университете.

«Мне кажется, Хокинг был прав в вопросе нашей незрелости к этому событию как вида», — продолжает Импли, — «Однако я считаю, что этот аргумент является спорным, потому что действительно развитые цивилизации вряд ли воспримут наше желание общения как-то по-другому, или, скажем, с негативной точки зрения. В конце концов программа «Active SETI» позволяет чувствовать нас несколько более подготовленными. В конечном итоге я думаю, что знание о том, с какой стороны ждать угрозу, если таковая вообще будет иметься, будет лучше, чем незнание».

Для самого Импи наиболее обещающим подходом поиска является не работа самого SETI или передача радиосигналов с Земли, а скорее обнаружение новых цивилизаций по оставленными ими энергетическими или технологическими отпечатками.

Неразрешенные загадки

К обсуждению программы Active SETI подключается Стивен Дик из Центра Джона Клюге Библиотеки Конгресса США (Вашингтон, США):

«Я за проведение пассивных программ SETI и даже буду выступать за возобновление правительственного финансирования в этом направлении после 20-летнего перерыва», — делится Дик с порталом Space.

«Мне кажется, что существование внеземного разума является одной из величайших и пока неразгаданных загадок науки».

Дик указывает, что нынешний взор астробиологов из NASA направлен на поиск микробной жизни в космосе, однако он уверен, что работа должна вестись в более широком масштабе и охватывать поиск более сложных форм жизни, какие только могут быть представлены в бескрайнем космосе.

«С другой стороны, я бы не стал предлагать правительству выделять поддержку на программы, направленные на передачу сообщений с Земли с целью найти внеземной разум. Нам нужно найти инопланетян первыми и получить достаточно времени для того, чтобы команды ученых, психологов и социологов смогли бы совместно с гражданами этой планеты решить то, какое сообщение стоит или не стоит передавать этому внеземному разуму», — комментирует Дик.

Чужая душа — потемки

Дик, тем не менее, не во всем позитивно настроен на возможность однажды наладить контакт с внеземным разумом. По его мнению, мы пока недооцениваем факт того, насколько могут отличаться мысли и разум пришельцев от нашего, даже в той же науке или математике.

«Это также может касаться и парадокса Ферми. Этот парадокс, придуманный физиком Энрико Ферми, показывает очевидное противоречие между высокой вероятностью существования внеземных цивилизаций и отсутствием видимых следов деятельности этих внеземных цивилизаций. Другими словами, Ферми этим парадоксом пытался в 1950 году спросить своих коллег: если инопланетяне действительно есть, то где же они все?»

«Нужно также отметить, что будет очень сложно регулировать частные проекты и более масштабные проекты организаций, ставящие своей задачей передачу сообщений внеземному разуму. И такие попытки сам я поддерживать не буду», — говорит Дик, считающий, что у нас имеется вероятность в итоге найти как «хороших», так и «плохих» пришельцев.

«Мы до сих пор не разобрались до конца с эволюцией альтруизма здесь на Земле, так откуда же нам знать, что среди всех возможных разумных живых форм имеются лишь только добрые инопланетяне? Конечно, хотелось бы в это верить, но фактом это назвать никак нельзя».

Направленные сигналы

Но разве мы уже не заявили о себе космосу со всеми этими телевизионными сигналами и военными радиолокационными радарами? Даже музыка сочится через Вселенную, направленная на определенную выбранную звезду.

«Это действительно так, но это совсем не одно и то же, как если бы мы посылали прямые сигналы в направлении той или иной потенциально обитаемой экзопланеты», — считает Дик.

«И все же идея того, что Земля прячется и боится встретиться с представителями Вселенной — это не та планета, на которой мне хотелось бы жить. Работа SETI — это лишь часть взросления нашего космического сознания и желание заявить о себе космосу и на этом останавливаться точно не стоит», — продолжает Дик.

«То, что эта работа сейчас является предметом споров и обсуждений уже само по себе говорит о том, насколько серьезно воспринимается мнение о возможности наличия умной жизни где-то там во Вселенной».

voyager-golden-record

Космические аппараты-близнецы «Вояджеры» аэрокосмического агентства NASA запущены в августе и сентябре 1977 года. На борту каждого аппарата находится золотая пластина, на которой выгравированы координаты расположения нашей планеты, ее звуки и приветствия потенциальному внеземному разуму, который однажды, возможно, найдет эти аппараты. На каждой пластинке в общей сложности имеются 117 рисунков и приветствий на 54 языках нашего мира, а также информация о звуках нашей природы и технологий: здесь имеются звуки штормов, вулканов, запусков ракет, самолетов и животных

Последствия контакта

«Да, мы не должны забывать об этой теме», — говорит Майкл Мишу, автор вышедшей в 2007 году книги «Контакт с инопланетными цивилизациями: наши страхи и надежды при встрече внеземного разума» («Contact with Alien Civilizations: Our Hopes and Fears about Encountering Extraterrestrials»).

Майкл Мишу является бывшим дипломатическим сотрудником Госдепа США и признан одним из самых интересных мыслителей и писателей на тему возможных последствий нашего контакта с внеземными цивилизациями.

«Программа «Active SETI» противоречит традиционному взгляду самих пионеров SETI, которые ставили перед собой целью «слушать, но не передавать», — рассказывает Мишу порталу Space.com.

«Это кардинальное изменение в политике работы является следствием нетерпеливости более молодого поколения SETI совершить внеземной контакт после 40 лет неудачных поисков. Однако «Active SETI» не является наукой. Это лишь попытка спровоцировать ответ внеземного общества, чьи технологические способности и социальные устои нам совершенно неизвестны».

По мнению Мишу, самым страшным здесь является то, что некоторые могут не понимать последствий отправленного сигнала. И эти последствия могут охватить не только отправителей этого сигнала, но и всего человеческого вида.

«Нет никаких исторических и других научных доказательств, которые бы говорили нам о том, что все последствия этого контакта будут именно такими, на какие рассчитывают те, кто отправляют эти сигналы».

Мощность сигнала

Мишу считает, что если какая-нибудь внеземная цивилизация сможет уловить наши сигналы, то с большой долей вероятности эта цивилизация будет намного более технологически развитой, чем наша собственная. Настолько развитая, что будет способна при определенной доле терпения отправить к нам космические зонды на расстояние за многие световые годы от их планеты. Современные ученые и инженеры уверены, что для возможности отправки роботизированных космических аппаратов к ближайшим звездам любая цивилизация должна быть лишь чуть более развитой в технологическом плане, чем мы.

Мишу не согласен с предыдущими высказываниями некоторых специалистов по поводу того, что мы, а точнее наши посылаемые в космос сигналы, на самом деле уже давно были обнаружены. Эксперты доказывают, что обычные сигналы, посылаемые с Земли, слишком слабы для того, чтобы их можно было уловить на межзвездных расстояниях без использования гигантских антенн.

«Вопрос отправки невероятно мощных сигналов в космос не должен решаться одним единственным человеком. Тема, затрагивающая решения о привлечении или не привлечении внимания космоса к нам, а также старания сделать нашу цивилизацию еще более заметной в масштабах космоса, чем она уже есть сейчас — это вопрос, который требует полноценного и всеобъемлющего обсуждения на уровне всего человечества».

Источник:  http://hi-news.ru

сумасшедший 10.07.2014 21:01 [Материал]
если найти тех кто менее развит..толку ноль..одни проблемы..если пытаться искать тех кто впереди..тож нет смысла..ибо они нас не очень то ищут..т.е. на контакт идти не спешат..значит смысла тоже нет
vit050 10.07.2014 05:54 [Материал]
Допустим, мы получили ответ от высокоразвитой цивилизации.
Пусть каждый из людей попробует сформулировать один, самый важный для себя и нашей цивилизации вопрос.
Какой это будет вопрос?
Очень интересно знать!
А не будет ли этот вопрос просто смешон и для людей и для представителя этой цивилизации? cool
Merit 09.07.2014 23:34 [Материал]
Разумная жизнь уже давно на планете. biggrin
Arwis 09.07.2014 22:38 [Материал]
Следует ли разумной внеземной жизни дать найти себя человечеству ?
Makss 09.07.2014 20:24 [Материал]
Если возле каждой звезды имеется Жизнь, то возможность связаться
с ними равна... Нулю! Цикл развития каждой цивилизации равен
12 тысяч лет. От каменного века до интернета. Притом на долю
того времени, когда технические средства позволяют это сделать,
это максимум 50-100 лет. Так что возможность совпадений в развитии
двух цивилизаций, в очень короткое время пика развития, практически
равно нулю. То они нас опередят, то мы их. А еще эти необъятные
просторы Космоса разделяющие нас!
sezam 09.07.2014 23:36 [Материал]