/ Новости сайта / Наука и Технологии / Учёные выяснили, что друзья похожи генетически
15.07.2014

Учёные выяснили, что друзья похожи генетически

Оценка: 4.7    3476 0 Наука и Технологии

Как правило, люди выбирают себе друзей, исходя из множества различных факторов, но вряд ли подозревают, что имеют с ними много общего даже на уровне ДНК.

Исследователи сравнили генетические последовательности почти 2000 людей, которые не были биологически связаны. Оказалось, что у друзей гораздо больше общих вариаций генов, чем у чужих и незнакомых людей. Исследователи говорят, что это ― научное доказательство справедливости фразы "мы как одна семья".

"Люди уникальны тем, что они создают долгосрочные связи с представителями своего вида, — рассказывает социолог Николас Кристакис (Nicholas Christakis) из Йельского университета. – Почему мы это делаем? Почему дружим? Мы предпочитаем компанию людей, с которыми мы похожи".

По его словам, это исследование было проведено для того, чтобы получить полновесный эволюционный отчёт о происхождении и значении дружбы.

Проанализировав почти полтора миллиона маркеров генетической изменчивости у 1932 человек, исследователи обнаружили, что у двух друзей уровень генетической связи тождественен родству в четвёртом колене: либо как пятиюродные братья, либо как пра-пра-прародители, что составляет до 1% человеческого генома.

Хотя на первый взгляд 1% кажется совсем незначительной цифрой, Христакис считает, что для генетиков это значительное число. Большинство людей даже не знают, как выглядят их пятиюродные братья. Однако так или иначе среди множества возможностей умудряются выбирать в друзья людей, напоминающих их родню.

Авторы исследования – Джеймс Фулер (справа) и Николас Кристакис (фото Liza Green).

Что любопытно, наибольшее сходство наблюдалось в генах, отвечающих за обоняние, то есть восприятие запахов. Когда люди воспринимают запахи похожим образом, их влечёт в одни и те же места. Возможно, таким образом завязывались не только современные, но и древние знакомства. Кроме того, древние люди именно по запаху отличали своих от чужих.

Обратная ситуация наблюдалась учёными в генах, регулирующих работу иммунной системы. Исследователи объясняют это тем, что во время эволюции отличающиеся генотипы защищали людей от болезней друзей, лишая бактерии и вирусы возможности атаковать общающиеся человеческие организмы одинаковым образом.

Полученные данные свидетельствуют о том, что такой метод выбора друзей, возможно, способствовал человеческому развитию.

Близкие друзья похожи генетически, как родственники в пятом колене (фото Vilem Skarolek).

Также учёные установили, что общие гены у друзей эволюционируют с большей скоростью, чем все остальные. Это частично объясняет ускоренность процесса развития человечества в последние 30000 лет, когда многое стало зависеть от социальной среды, а дружба является одной из основных её компонентов.

Исследователи признают, что их выводы пока верны только для европейцев (именно их ДНК были использованы в работе). Однако сегодня многие люди выбирают себе друзей и других национальностей, а потому на общемировом уровне подобные связи могут быть и не выявлены. Учёные отмечают, что открыты для дискуссий и планируют проводить дальнейшие исследования этого вопроса.