Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 70
Пользователей: 69
Новых: 1
Grandessa
Главная » 2014 » Июль » 29 » К 15-летию космической рентгеновской обсерватории Чандра: Крабовидная туманность, остатки сверхновых звёзд 3C58, Тихо Браге и G292.0+1.8

В честь 15-й годовщины работы на земной орбите космической обсерватории Чандра НАСА представляет впечатляющие снимки в рентгеновском диапазоне четырёх интересных астрономических объектов.

Крабовидная туманность

С момента запуска на земную орбиту с помощью шаттла Колумбия рентгеновской космической обсерватории НАСА Chandra (Чандра) прошло 15 лет. С начала своего функционирования 23 июля 1999 года Чандра помогла основательно пересмотреть наши знания о Вселенной посредством наблюдений в рентгеновском спектре.

В 1054 году н. э. китайскими астрономами и другими наблюдателями по всему миру был замечен в небе новый яркий объект. Эта "новая звезда" по сути являлась взрывом сверхновой, в результате которого появился объект, называемый сейчас Крабовидной туманностью.

Центр данной туманности содержит чрезвычайно плотную нейтронную звезду с высокой скоростью вращения, оставшуюся после взрыва. Нейтронная звезда (или пульсар) извергает бурю высокоэнергетических частиц, образуя расширяющуюся рентгеновскую туманность, обнаруженную обсерваторией Чандра.

На этом новом изображении более низкоэнергетические рентгеновские лучи показаны красным цветом, лучи средних энергий – зеленоватым, а самое высокоэнергетическое рентгеновское излучение представлено в синем цвете.

Остаток сверхновой звезды 3C58

3C58 является остатком сверхновой, наблюдавшейся в 1181 году н. э. японскими и китайскими астрономами. На новом изображении от обсерватории Чандра показан центр 3C58, который содержит высокоскоростную нейтронную звезду, окруженную широким тором или кольцом рентгеновского излучения. Пульсар также производит светящиеся в рентгене струи протяжённостью в триллионы миль, выбрасываемые в пространство слева и справа от него.

Эти струи ответственны за создание сложной сети петель и спиралей, видимых на рентгеновских снимках. Данные особенности, аналогичные тем, что были выявлены в Крабовидной туманности, указывают на то, что 3C58 и другие подобные ему астрономические объекты способны генерировать потоки высокоэнергетических частиц и сильные магнитные поля.

На данном изображении низко-, средне- и высокоэнергетическое рентгеновское излучение, обнаруженное обсерваторией Чандра, показано соответственно в красном, зелёном и голубом цветах.

Остаток сверхновой звезды Тихо Браге

Через четыре с лишним столетия после первого обнаружения датским астрономом Тихо Браге сверхновой звезды, которая названа его именем, образованный после взрыва остаток сверхновой теперь является ярким, интенсивным источником рентгеновского излучения. Сверхзвуковое расширение взорвавшейся звезды произвело ударную волну, перемещающуюся в направлении окружающего межзвёздного газа, а другая, обратная ударная волна движется в направлении расходящихся звёздных обломков.

Это изображение объекта Тихо от обсерватории Чандра показывает динамику взрыва в малейших подробностях. Направленная вовне ударная волна образовала быстро расширяющуюся оболочку чрезвычайно высокоэнергетических электронов (синий цвет на изображении), а обратная волна нагрела расходящиеся в стороны обломки до миллионов градусов (зелёный и красный). Данные от Чандра свидетельствуют о том, что эти ударные волны могут создавать особое космическое излучение, состоящие из частиц ультравысоких энергий, которые пронизывают всю Галактику и непрерывно бомбардируют нашу Землю.

Остаток сверхновой звезды G292.0+1.8

Удалённый от Земли приблизительно на 20000 световых лет, объект G292.0+1.8 является одним из трёх остатков сверхновых в нашем Млечном пути с содержанием значительного количества кислорода. Эти богатые кислородом сверхновые звёзды крайне интересны для исследователей, поскольку это один из ключевых источников тяжёлых химических элементов (всех, исключая гелий и водород), которые необходимы для формирования планет и создания жизни.

Рентгеновское изображение от орбитального телескопа Чандра показывает стремительно расширяющееся поле обломков замысловатой структуры, в котором наряду с кислородом (оранжевый и жёлтый) имеются другие элементы, включая магний (зелёный цвет), кремний и серу (голубой), содержавшиеся звездой перед взрывом.

Еarth-chronicles.ru