/ Новости сайта / Наука и Технологии / Человек образует единую экосистему с микроорганизмами своего дома
01.09.2014

Человек образует единую экосистему с микроорганизмами своего дома

Миллионы бактерий следуют за нами повсюду, куда бы мы не пошли. Всего за несколько часов они могут колонизировать номер в отеле, а за 24 часа — и весь дом. Об этом рассказали американские учёные в своей новой научной работе, в ходе которой они проследили взаимосвязь микробов, живущих в наших домах, с человеком.

"Мы знаем, что некоторые микроорганизмы могут влиять на вес, на неврологическое состояние, – говорит Джек Гилберт (Jack Gilbert) из Чикагского университета, ведущий автор работы. – И мы хотели бы знать, откуда эти бактерии берутся".

Клетки нашего тела больше микробных клеток в 10 раз. Каждый раз, когда мы дышим, чихаем, кашляем, мы вносим в себя или оставляем вокруг микроорганизмы. Мы теряем клетки кожи, трогаем поверхности, и большую часть этих действий совершаем у себя дома. Несмотря на это, обывателям и науке до сих пор очень немногое известно о взаимодействии между микробами нашего тела и микрообитателями наших домов.

Чтобы пролить свет на этот вопрос, Гилберт и его коллеги сопоставили микробные подписи семи человеческих семей, в том числе трёх находившихся в процессе переезда. Семьи приехали из разных частей США и были представителями разных национальностей и социально-экономических слоёв. Всего в проекте "Микробиом дома" приняло участие 18 человек, три собаки и одна кошка.

В течение шести недель участники эксперимента собирали образцы со своей кожи, кожи домашних животных и в домашней среде, на поверхности мебели, дверных ручек, полов, выключателей и столешниц. Всего было собрано более тысячи образцов. Затем команда секвенировала генетический материал этих образцов и выделила более 21 тысячи различных микробных видов.

У каждой семьи оказалась своя собственная микробная подпись, по которой можно было практически провести идентификацию. Если семья переезжает, эта подпись быстро распространяется по всей жилой площади, подавляя уже существующие микробы. Например, одна из семей в процессе переезда временно останавливалась в гостиничном номере. Всего три часа потребовалось для того, чтобы микробы заселили номер: новый "дом" стал напоминать старый по микробиологическому составу менее чем через 24 часа после переезда.

Неудивительно, но чаще всего микробы передаются через контакт руками — с дверными ручками, выключателями, кухонными счётчиками, а также между полом и ногами.

Образцы с пола оказались наиболее разнообразными у всех семей. Наименьшие микробные различия обнаружились между людьми, находящимися в тесном контакте (например, среди пар или среди родителей и маленьких детей). Большая разница обнаружилась у родителей и детей-подростков.

Маленькие дети, а также люди, чья кишечная микрофлора была подорвана применением антибиотиков, могут легко перенимать микробы других. Домашние кошки — особенно хорошие "доноры" микробов. Кстати, Гилберт и его жена в своё время купили себе собаку, так как её присутствие в доме снижает склонность к аллергии.

Гилберт утверждает, что по микробной подписи дома с лёгкостью можно рассказать, сколько человек живёт в этом доме и каковы отношения между ними. Например, он описал случай, когда изучал дом, в которой пара сдавала комнату мужчине. Благодаря анализу микробных образцов из разных частей дома исследователи смогли сказать, что двое мужчин пользовались одной ванной комнатой, а женщина пользуется другой – затем этот факт испытуемые подтвердили.

Теоретический анализ микробиома дома может быть использован для обнаружения новых отношений и раскрытия обмана партнёра. Если база данных микробиомов каждого человека будет однажды создана, микробная подпись может однажды стать аналогом отпечатков пальцев для идентификации преступников.

minskaya 01.09.2014 15:32 [Материал]