/ Новости сайта / Космос / После двух десятилетий поисков Хаббл обнаружил у сверхновой спутниковую звезду
19.09.2014

После двух десятилетий поисков Хаббл обнаружил у сверхновой спутниковую звезду

С помощью телескопа Хаббл астрономы обнаружили спутниковую звезду у сверхновой редкого типа. Открытие подтвердило давнюю гипотезу, что сверхновая под названием SN 1993J возникла в двойной (бинарной) звёздной системе, где взаимодействие внутри пары звёзд вызвало взрыв космического масштаба.

"Это чем-то напоминает место преступления, и нами, наконец, найден грабитель, – говорит Алекс Филиппенко, профессор астрономии из Калифорнийского университета (UC), Беркли. – Сопутствующая звезда похитила большое количество водорода, прежде чем главная звезда системы взорвалась".

SN 1993J является примером сверхновой типа IIb, это не совсем обычные звёздные взрывы, которые содержат гораздо меньшее количество водорода, чем обнаружено в типичных сверхновых. Исследователи считают, что звезда-компаньон забрала основную часть водорода, окружающего взорвавшуюся главную звезду, и продолжала гореть, как сверхгорячая гелиевая звезда.

"Скорее всего, в двойных системах теряется основная часть водородной оболочки, окружающей главную звезду до взрыва. Проблема в том, что довольно сложно производить прямые наблюдения предполагаемой спутниковой звезды, поскольку она очень слабая относительно самой сверхновой", – объяснил ведущий исследователь Ори Фокс из Калифорнийского университета в Беркли.

SN 1993J наблюдается в галактике Мессье 81 приблизительно в 11 миллионах световых лет от нас в области созвездия Большой Медведицы. С момента её открытия, которое произошло 21 год назад, учёные искали спутниковую звезду. После наблюдений в обсерватории имени Кека на Мауна-Кеа, Гавайи, было сделано предположение, что спутниковая звезда испускает интенсивное ультрафиолетовое излучение, однако область сверхновой была слишком компактной, и потому исследователи не могли быть полностью уверены, что они зафиксировали излучение искомой звезды.

Команда учёных объединила оптические данные и изображения в ультрафиолетовом диапазоне от Хаббла, чтобы построить спектр, называемый эмиссией континуума, который соответствовал бы предполагаемому излучению от звезды-компаньона. Астрономы лишь недавно смогли напрямую зафиксировать этот свет.

"С помощью Хаббла мы смогли получить нужный ультрафиолетовый спектр. Это наглядно показало, что имеется избыток эмиссии континуума в ультрафиолетовом диапазоне даже после исключения света других звёзд", – сказал Азали Бостроим из Научного института космического телескопа (STScI) в Балтиморе, штат Мэриленд.

По оценкам учёных, каждую секунду во Вселенной происходят взрывы сверхновых, и всё же им до конца не понятен сам процесс этих взрывов. Дальнейшее исследование поможет астрономам лучше понять свойства этой спутниковой звезды и сверхновых различных типов.

Результаты данного исследования опубликованы в номере Astrophysical Journal от 20 июля.

Это художественное изображение сверхновой 1993J, взорвавшейся в галактике Мессье 81. С помощью околоземного телескопа Хаббл астрономы обнаружили голубое гелиевое излучение звезды-компаньона, показанное в центре расширяющегося остатка сверхновой.

Земля Хроники Жизни