Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Фантазии из прошлого: что смогли предсказать фантасты
25.09.2014

Фантазии из прошлого: что смогли предсказать фантасты

Оценка: 0.0    2923 0 Тайны истории
04:41
В этом году исполняется 25 лет с того момента, как на экраны вышел второй фильм из трилогии "Назад в будущее". Но для нас интересен не столько сам юбилей, сколько то, что герои из года 1985-го переносятся в 2015-й, то есть практически в наше время. Мы решили выяснить, чему удалось сбыться из предсказанного сценаристами фильма, а заодно разузнать, кто еще из кинематографистов и литераторов прошлого пытался предвидеть, что будет происходить в первые 10—20 лет третьего тысячелетия. Обойдемся без фантазийного пафоса в виде ядерных апокалипсисов или высадки пришельцев — посмотрим, какой виделась еще в недавнем прошлом наша с вами повседневная жизнь.

"НАЗАД В БУДУЩЕЕ": АМЕРИКАНСКИЙ РАЙЦЕНТР В 2015-м

Конечно, "Назад в будущее" в плане прогнозов на ближайшее будущее — вне конкуренции. В первую очередь — благодаря иронии и юмору. "Режиссер Роберт Земекис абсолютно не рвался скрупулезно прогнозировать будущее и создал некую пародию на свою эпоху, — считает литературный критик Михаил Петровский. — Он, похоже, исходил из убеждения, что никакие прорывы в технологиях не в силах принципиально изменить житье-бытье обывателя к 21 октября 2015 года. Получился этакий веселый, без всякой угрюмости, аналог стимпанка (направления научной фантастики). Только в "правильном" стимпанке автомобили, телефоны, воздушные суда оснащены паровыми машинами и какими-то гипертрофированными кривошипами, поршнями и шатунами, которые уже успели пойти на металлолом в эпоху реальной авиации и автопрома. А у Земекиса все как раз наоборот: в его будущем привычные для 1980-х предметы снабжаются высокотехнологичными прибамбасами. Но все эти хитрости почти не меняют дизайн вещей".

ИДЕНТИФИКАЦИЯ. И все же создателям ленты удалось-таки предвосхитить кое-какие реалии. Например, идентификацию личности по отпечатку пальца. Нельзя сказать, что технология массово вошла в нашу жизнь, но флешки с ридерами отпечатков уже никого не удивляют. Не говоря уже о предпоследней модели айфона, где тоже используется технология идентификации владельца по отпечаткам пальцев. И если в 1985-м какая-то штука с объективом, подсвечивающим зеленым квадратом лица людей на экране, казалась достижением внеземного разума, то сегодня даже в дешевой "мыльнице" есть функция распознавания лиц. Камеры научились идентифицировать улыбки и злорадно спрашивать в ходе съемки: "Кто-то мигнул?"

Есть в фильме и вещи, которым сложно найти логичное объяснение. Почему, например солидная фирма, в реале и поныне выпускающая добротный строительный инструмент, по версии Земекиса займется выпуском гидраторов — некого гибрида СВЧ-печки и 3D-принтера, преобразовывающего сухой неаппетитный блин в пиццу? Видимо, все дело в личной неприязни к бренду.

ХОВЕРБОРД. "К важнейшему вкладу кинотрилогии в современную массовую культуру нужно отнести ховерборд (скейборд с использованием антигравитации) и самошнурующиеся кроссовки, — считает промышленный дизайнер Дмитрий Стрекалов. — Эти предметы стали уже почти сказочными, наподобие ковра-самолета, скатерти-самобранки и меча-кладенца. Они много лет не дают покоя творчески настроенным технарям. Можно только поблагодарить создателей фильма за то, что подарили мечту и цель фантазерам. Глядишь — и какой-нибудь новый Эмметт Браун все-таки сконструирует реальный антигравитатор". Попытки соорудить ховерборд уже исчисляются десятками, но увы, с освоением антигравитации у человечества дело обстоит и по сей день неважно.

Интересно, что парящая в воздухе доска появилась в фильме, что называется, по приколу — чтобы добавить яркости и юмора. Более того, после выхода картины Земекис с серьезной миной убеждал всех вокруг, что эти штуковины существуют в действительности. Но не продают их по причине большой опасности для необученных пользователей. Многие тогда в это искренне поверили.

КРОССОВКИ-ПОЛУАВТОМАТ. Самошнурующиеся кроссовки тоже стали изюминкой картины. "Скорее всего, многие зрители интуитивно восхитились изящной и полезной идеей, — считает Дмитрий Стрекалов. — Тем более, что дизайн кроссовок разрабатывался спецами из легендарного бренда спортивной одежды. Не все знают, но фанаты много лет буквально требовали выпустить кроссовки "как у Марти Макфлая"! В конце концов спортивный гигант сдался и выпустил ограниченную серию. Для пущей схожести кроссовки снабдили светодиодами и аккумуляторами. А вот с автошнуровкой не сложилось до сих пор. Зато производитель отделался потрясающей отмазкой: "В фильме сказано, что дело происходит в 2015-м. Вот и ждите". На фоне чудо-обуви провальной оказалась идея куртки, которая автоматически подгоняется по телу человека — зрители ее просто не запомнили.

АРТУР КЛАРК: ПЛАНКТОН НА УЖИН

В научной фантастике, науке и технике сэр Артур Кларк — настоящая глыба, матерый человечище. Его, Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна называют "большой тройкой" научных фантастов, оказавших самое больше влияние на жанр в XX в.

Он успел многое: писал книги, занимался техникой и подводными исследованиями, вел прямые телерепортажи о высадке американских астронавтов на Луну. Соответственно, и прогнозы у Кларка были очень масштабные — вроде появления лифта на орбите. Так что придется изрядно покопаться в кларковском литературном наследии, чтобы узнать, каким виделось ему наше сегодня.

ПРЕДСКАЗАЛ WI-FI. Скажем сразу: в развитии технологий и освоении космоса наше поколение не оправдало надежды мэтра. Зато в "2001: Космическая одиссея" (1968) можно обнаружить вполне внятное описание планшетного компьютера и Wi-Fi: "Флойд включил свой газетный планшет в информационную сеть корабля и просмотрел одну за другой крупнейшие электронные газеты мира". Кларк предвидел массовое использование в наши дни магнитных карточек, видеозвонков, плоских экранов, специализацию ТВ-телеканалов (спорт, мода, живая природа, хобби), биометрическую идентификацию людей и даже шахматные матчи, в которых побеждает суперкомпьютер (впервые в реальной жизни такая победа имела место именно в 2001 году).

Кларку был свойственен позитивный взгляд на мир, но мрачные нотки по поводу нашего с вами времени у него проскакивают: "Потомки в 2001 г. могут попасть в будущее смертельной скуки, где главной проблемой в жизни будет решить, какой из нескольких сотен телеканалов выбрать".

ТАРЕЛКА ЛИЧИНОК. Между тем, смущает мнение писателя о том, чем будут питаться земляне в наше с вами время. "Ложка переработанного планктона застыла в воздухе; Дон лихорадочно искал выход…", — описывает Кларк рацион землян в начале XXI века. Надеемся, время, когда придется запивать молоком кашеобразную смесь из водорослей, мельчайших рачков, моллюсков и личинок, не наступит никогда. Кроме того, Кларк был уверен, что к началу нашего тысячелетия китов будут разводить как крупный рогатый скот на мясо и молоко. В действительности все несколько иначе: китов на мясо убивают только норвежцы и японцы, да и тех постоянно третируют защитники природы.

ПРОГНОЗЫ АЙЗЕКА АЗИМОВА: ДОМА ПОД ЗЕМЛЕЙ И ПНЕВМОПОЧТА

В 1964 г. еще один мэтр научной фантастики и профессор биохимии в одном лице Айзек Азимов изложил свое видение житья-бытья в 2014 г. Среди прочего он предполагал, что жить многие из нас будут в подземных домах, что позволит уменьшить затраты энергии на обогрев зимой и охлаждение летом. В какой-то степени так и оказалось: в Англии, США, Австралии и других странах научились строить жилые дома и даже гостиницы, которые частично или почти полностью находятся под землей.
В остальном современную нам обыденность фантаст видел так: "Роботы не вытеснят людей. Кинофильмы станут трехмерными. Бытовая техника лишится электрического шнура — станет работать на долгоживущих батареях и аккумуляторах. Утомительная бытовая работа сведется к минимуму. Приготовление еды будет происходить по таймеру (как не вспомнить популярность всевозможных пароварок. — Авт.). Но какая-никакая кухонька в квартирах сохранится — кулинария станет массовым хобби. Экраны на телефоне будут использоваться для просмотра фото, чтения книг. Автомобиль станет парить над дорогой на высоте метра. Скользящим над поверхностью воды будет и речной, и морской транспорт. Доставка товаров и материалов будет осуществляться чем-то вроде пневмопочты". Прогноз местами почти ювелирно точный. Настрой портит только мысли Азимова о состоянии самого общества, которое похоже на мнение Кларка: "Человечество будет страдать от скуки. Психиатрия станет важнейшей медицинской специальностью".

klima_hotel_m040210_2_1__

ПЕССИМИЗМ: СТРУГАЦКИЕ И ЛЮК БЕССОН

Призыв производителя спортивной обуви подождать до появления в 2015 году самошнурующихся кроссовок из "Назад в будущее" воспринимается как удачную шутку. А вспоминая некоторые книги и фильмы, думаешь только одно: "Да ну его, такое будущее!".

ОПАСНАЯ СЫТОСТЬ. Действие повести "Хищные вещи века", написанная братьями Стругацкими, происходит в не столь отдаленном апреле 2019 г. На большой части планеты общество утихомирилось после серии путчей, попахивающих нацизмом, отъелось и даже заплыло жирком. Посему обыватель развлекает себя забавами, которые нам с вами в XXI веке уже кажутся обычными. Но как о них прознали братья в 1965-м — времени романтическом и абсолютно невинном с точки зрения нравов нашей эпохи? Но вот надо же: напророчили рейв, многочасовые танцмарафоны, подхлестнутых "химией" ("дрожкой") людей, которые пытаются скрасить скуку опасными для жизни экстремальными развлечениями ("рыбари"). Проскользнул даже намек на эмо — в виде упоминания о неких "грустецах".

Но самое пугающее предвидение: в этом странном, сытом и постепенно тупеющем обществе появляется принципиально новый вид наркотика. В ходе расследования главный герой выходит на так называемый слег, оказавшийся дешевой радиодеталью, которую нужно вставить в радиоприемник вместо стандартного компонента (на беду разъемы совпадают идеально), после чего следует глотнуть антимоскитные таблетки, улечься в теплую ванну с ароматическими солями и включить приемник. Такая комбинация вызывает в мозгу ярчайшие переживания и исполнение всех бессознательных желаний. Причем безо всякого похмелья, ломки и прочих издержек. Но иллюзия настолько ярка и привлекательна, что после нее обычная жизнь видится пресной и бесцветной. Так что благополучный, на первый взгляд, мирок явно стоит на пороге катастрофы. Все больше его обитателей находят свой конец в теплых ваннах. В выдуманном Стругацкими слеге одновременно угадываются черты как виртуальной реальности (с ее яркими иллюзиями, не требующими физических или интеллектуальных усилий), так и синтетических наркотиков. А в "слеге" писателей явно видны характерные черты метамфетаминов — эту гадость тоже научились делать дома.

---art-back-to-the-future-194438_1__

ПАРИЖ УЖЕ НЕ ТОТ. По мрачности прогноза фильм "13-й район" (режиссер Пьер Морел, сценарий Люка Бессона, снят в 2004 году) не уступает "Хищным вещам века". Правда, создателям не пришлось особо напрягать интуицию, как братьям Стругацким. Им достаточно было наблюдать за происходящим во Франции. К началу 1980-х в Париже кварталы бюджетного жилья, построенные в 1960-е годы (аналог советских "хрущоб"), стали "цветными пригородами" с преобладанием выходцев из Северной и Черной (от Сахары до юга) Африки. Обитатели таких кварталов в подавляющем большинстве своем — люди с минимальным образованием и квалификацией, и потому работу им найти сложно. Да они особо и не рвутся, ведь западная цивилизация в течение десятилетий исправно снабжала многих из них социальной помощью в надежде на то, что мигранты примут правила игры "благодетелей". Увы, политика мультикультурализма (так у толерантных людей называется мягкое обращение с эмигрантами) потерпела крах. Вот Люк Бессон и смоделировал в "13-ом районе" ситуацию, как уже в наше время "цветные пригороды" создадут невыносимую обстановку в столице Франции. Так что придется их отгородить от остального Парижа стеной наподобие Берлинской или той, что разделяет еврейские и палестинские территории в Израиле.

До бетонных стен, разрезающих Париж, дело пока еще не дошло. Но предвидение Бессона подтверждают масштабные бунты, регулярно сотрясающие Францию последние 10—15 лет. Цветное население "бузит" по самым разным поводам: то белые полицейские невежливо обошлись с арабским подростком, то соцпомощь им урезают.


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Рептилоиды: живущие под землей
С самого детства. (от topzz)
Тайны и загадки древних цивилизаций: что погубило древние цивилизации?
Как правильно выразился по этому поводу Эрнст Мулдашев: они возгордились. Поддерживаю (от Проводник)
На Кипре впервые обнаружили гигантских кусачих водных клопов
Люди их затащили по безалаберности или специально. Зачем бы им лететь, если до сих пор не перелетали (от Проводник)
Рептилоиды: живущие под землей
Людям "пудрят мозги" хорошо подобранной ложью. (от Проводник)
Археологи выяснили, что амазонки-воительницы из греческим мифов жили на древнем Кавказе
Отрывок из румынской поэмы где тоже упоминается амазонка. ГРУЯ, НОВАК
И ДИКАЯ ДЕВА-БОГАТЫРША. (от Везунчик)