Земля. Хроники Жизни.
Главная | Регистрация | Вход
 
Вторник, 26.09.2017, 03:01
Приветствую Вас Гость |Личные сообщения() ·| PDA | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Аномалии [2995]
Атмосфера [1294]
Археология [4047]
Авторские статьи [486]
Вулканы [2879]
Война [1012]
Гипотезы [5893]
Другое [6628]
Животные [2166]
Землетрясения [4107]
Засуха [350]
Избранное [286]
Климат [3113]
Космос [9280]
Карстовые провалы [456]
Круги на полях [488]
Медицина и здоровье [1638]
Наука [9339]
НЛО [4207]
Наводнения [2989]
Океан [717]
Оползни [578]
Пожары [774]
Прогноз [1200]
Политические факторы [3485]
Предсказания и пророчества [684]
Радиация [618]
Солнце [1873]
Стихия [2993]
Сверхъестественное [1601]
Технологии [5097]
Тайны истории [4602]
Ураганы [2750]
Факторы и аварии [7823]
Хочу все знать [29]
Этот безумный мир [1374]
Экология [1287]
Эпидемии [958]
Эксклюзив [305]
Разговоры у камина
Статистика

Онлайн всего: 76
Пользователей: 74
Новых: 2
Ромчик, vedima
Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века
13:02
Смирительный камзол и рвотный камень: российская психиатрия позапрошлого века

Впервые в России об организованном лечении душевнобольных задумался Пётр I. До этого никаких особых мер по отношению к психически нездоровым гражданам не применялось: были юродивые, но их никто, конечно, не лечил.

Вплоть до XVIII века душевнобольные в находились на попечении монастырей. Как отмечал психиатр Тихон Юдин: «История психиатрии началась с изоляции в монастырях и тюрь­мах [всех] нарушавших спокойствие жизни… В приказные дома умали­шенных также направляли главным образом больных, или нару­шивших на улице губернского города порядок, или состоящих под судом… Никто этот "дом” не считал лечебным учреждением, а лишь местом заключения "без ума буйствующих”. В резуль­тате психиатрические заведения переполнялись алкоголиками, дебильными бродягами, направленными главным образом по­лицией…».
Примечательно, что принятые Петром I законы в первую очередь были направлены на борьбу с уклонением дворянских детей от науки и службы под видом болезни или юродства. Отныне они должны были проходить освидетельствование действительных проявлений безумия.


Первые больницы

Одной из самых первых психиатрических больниц в России иногда называют Колмовскую больницу: в 1706 году новгородский митрополит Иов построил в Колмовском монастыре под Новгородом дом для подкидышей и инвалидную больницу, где содержались и лица с психическими расстройствами.
Но лишь спустя 50 с лишним лет, с указом Петра III от 1762 г., началось полноценное строительство первых доллгаузов: «Безумных не в монастыри определять, но построить на то нарочитый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах учреждены доллгаузы».
В это же время историограф Герхард Миллер, состоявший на государственной службе, предлагает проект стационарного психиатрического учреждения. В противоположность монастырской медицине Миллер отделяет медицинское лечение от религии: «Доктор употреблял всякие средства к их излечению, а прежде, нежели придут в разум, священникам у них дела нет».
Но идея проекта начинает реализовываться лишь в 1775 году, когда в ходе реформы были учреждены Приказы общественного призрения, занимавшиеся среди прочего строительством специализированных «желтых домов».



В 1779 г. было объявлено об открытии в Петербурге первого русского специального доллгауза «для пользования сумасшедших», ставшего через несколько лет отделением Обуховской больницы. В 1770-е годы психиатрические учреждения появились также в Риге и в Москве.
В первой половине XIX века система домов для умалишенных столкнулась с тремя ключевыми проблемами: отсутствием законодательной базы, отсутствием профессионалов — психиат­ров, а также традиционным восприятием безумия со стороны об­щества (привычка снисходительно относиться к юродивым).

Методы лечения

В 20-е гг. появляются первые знания, заимствованные у европейских профессионалов того времени. Однако в четкую систему эти знания не сложились, в результате чего процедуры лечения душевнобольных в России носили специфический характер.
По свидетельству современников, в качестве мер стеснения применялись железные цепи, «ремни сыромятные» и смирительные камзолы. Наряду с другими методами лечения, в ходу были рвотные средства, водолечение, кровопускание и лечение пиявками.
В записях врача дома инвалидов и умалишенных Московского Приказа Общественного призрения Зиновия Ивановича Кибальчича мы можем видеть, что больного подлежало скорее усмирить, чем вылечить:
"Если нужно неистовому сумасшедшему бросить кровь, в таком случае пробивается жила сильнее обыкновенного. За скорым и сильным истечением крови вдруг следует обморок и больной падает на землю. Если больной подвержен чрезмерно неистовым припадкам бешенства, то ему бросают кровь не только во время припадка, но и несколько раз повторяют, дабы предупредить возвращение бешенства, что обыкновенно случается при перемене времени года.



Что касается до задумчивых сумасшедших, подверженных душевному унынию или мучимых страхом, отчаянием, привидениями, то употребляется следующее: рвотный винный камень, белена, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства”.
В отличие от Московского «желтого дома» в Петербургском использовались не столько медикаментозные, сколько усмирительные меры: «Средства для усмирения неспокойных состоят в ремне в 2 дюйма ширины и 2 аршина длины, коим связывают им ноги в так называемых смирительных жилетах, к коим приделаны узкие рукава из парусины длиною в 3 аршина, для привязывания ими рук больного вокруг тела”.
Кроме того, в рамках терапии в домах использовалась тактика привлечения к труду. Введение трудотерапии было призвано обеспечить необходимый порядок, дисциплину и размеренности. «Работы сих несчастных состоят в молотьи хлеба на ручной мельнице, в таскании дров, воды, в щипании перьев и пр.; назначаются лекарем потому, что оне служат для развлечения и предписываются в медицинском намерении для пользы страждующего».
Вот как типичную больницу такого типа описывает в своих дневниках врач Петербургского дома для умалишенных Иоганн-Фридрих Кайзер: «[Она] занимает двухэтажное каменное строение… Каждый этаж разделен капитальной стеной в длину на две равные части; в каждой из них находится вдоль стены коридор, освещаемый большими окнами, сделанными в обоих концах коридора. В каждом коридоре находится 15 дверей, ведущих к таковому же числу…В каждой из сих комнат находится окно с железной решеткой… Над дверями находится полукруглое отверстие для сообщения с коридором. В дверях сделаны маленькие отверстия, на подобие слуховых окошек, дабы можно было по вечерам присматривать за больными, запертыми в комнатах.



В нижнем этаже помещаются яростные и вообще беспокойные сумасшедшие, а в верхнем тихие, задумчивые больные. И таким образом спокойные всегда бывают отделены от беспокойных. Сверх того, те из поступающих больных, выздоровление которых еще сомнительно, поступают на некоторое время в особые залы оной больницы, до совершенного исцеления…Пользование сих несчастных вверено особому врачу. Прислуга, состоящая из 20 человек мужчин и 20 женщин находится в ведении надзирателя и надзирательницы».


Диагностика душевного расстройства

В 1855 г. русский психиатр Павел Малиновский публикует свой труд «Помешательство», в котором дает доступное объяснение, кого же можно считать безумным. Вот 8 признаков, по которым можно отличить помешанного от нормального человека:
  • «Несоответственность, т. е. «разладица между словами, выра­жением лица, взглядами и жестами.
  • Странность телодвижений: «Одни из больных, в глубокой за­думчивости, то ходят медленными шагами, то вдруг остановятся, как будто еще более углубляются в самих себя и после опять на­чинают ходить. Другие не скоро меняют свое положение или по целым дням сидят… Есть и такие помешанные, которые целую жизнь лежат, свернувшись в клубок, другие ползают часто, на ко­ленях, или на четвереньках, как животные
  • Одежда: «Большая часть помешанных в одежде небрежны, не­чистоплотны. Для многих все равно, одеты они или нет. Волосы у многих в беспорядке, вся одежда накинута кое-как; некоторые больные одеваются по-своему, со странными вычурами — и если бы не старались уменьшить странность их одежды, то в доме помешанных был бы вечный маскарад.
  • Выражение лица: «…всегда у всех помешанных довольно странное, особенное. Между ними можно увидеть физиономии: печальные, важные, горделивые, радостные, свирепые, глупые… все они несут печать помешательства.
  • Разговор: «Есть больные, у которых в ответ нельзя получить ни слова, потому что они не хотят отвечать, или же, начавши разговор и не кончив мысли, они вдруг погружаются в глубокую задумчивость, другие всегда говорят едва слышным шепотом и отвечают в сторону, третьи… либо очень говорливы, но в словах нет связи, все перепутано, разговор прерывается — то плачем, то смехом, то странными телодвижениями, либо же разговор огра­ничивается самыми обычными предметами.
  • Желание разрушать: «Во всех видах помешательства у них появляется желание разрушать все, что попадет под руку, и все окружающее. Часто они делают это без порывистых движений, хладнокровно и однообразно.
  • Самоощущение и беззаботность во время болезни — Мали­новский обозначает эти признаки как состояние, «когда больные забывают о своих болезных и печалях» и не заботятся о своем здоровье во время болезни».
Одним из первых психиатрических заведений, основополагающим принципом которого стало лечение, был основанный в 1869 г. Казанский окружной дом умалишенных. Доктор Павел Иванович Якоби в своей врачебной практике проводил принципы «идейно-филантропической» политики:
  • Душевнобольные суть больные;
  • Психиатрические больницы суть больницы;
  • Врачи психиатры суть психиатры и ошибочно смешивать их с смотрителями места заключения;
  • Больных в больницу должно «класть», а не «сажать»;
  • Нет основания обращаться с больными более жестоко чем со здоровыми;
  • Больница имеет задачею благо больных, а не удобство здоровых;
  • Душевнобольные есть страждущие люди, а не «сор»;
  • Удаление «сора» есть обязанность не врача психиатра, а лица совсем другой профессии;
  • Неблагоразумно делать дело, за которое другой получает жалованье;
  • Держать в «доме умалишенных» здорового человека «два года» столь же неправильно, как и «засадить» его туда на «два часа».
Но гуманным принципам, озвученным врачами XIX века, не суждено было облегчить жизнь пациентов психиатрических клиник. Следующее столетие в истории российской психиатрии ознаменовалось еще большей жестокостью, которая основывалась на "политической целесообразности” и подкреплялась передовыми научными достижениями.
Категория: Тайны истории | Просмотров: 1957 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://rustoria.ru
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Мониторинг
Сейсмическая активность
Солнечная активность
Фазы луны
3D Планета Земля
Солнечная система
Космическая погода
Веб камеры мира
Системы мониторинга
Ионосферная активность
Вспышки на Солнце
Мониторинг вулканов
ТОП Новостей
Загрузка...
Календарь
Архив записей
Новое на форуме

1. ЗЕМЛЯ ПЛОСКАЯ..!!...так ли это..??

(1183)

2. управление природой [ часть вторая ]

(2795)

3. Давайте предсказывать будущее

(2917)

4. ВСЁ.., ЧТО В МИРЕ.., ИНТЕРЕСНО..!!! часть №2

(3050)

5. Луна. Растения. Животные. Аннотация «Часть-5».

(40)

Последние комментарии

насчет внешнего галактического...


Вода некуда не уходит, это мат...


Активность Солнца

При использовании материалов Земля - Хроники Жизни гиперссылка на сайт earth-chronicles.ru обязательна.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования