Земля. Хроники Жизни.

Пользователей: 151
Новых: 6
Lefail, Ангел, AstraVert, nakraiyvselennoi, dmdddmd, as
Главная » 2014 » Ноябрь » 6 » Яйца птиц изменились после вымирания динозавров
Яйца птиц изменились после вымирания динозавров

Соотношение формы и содержания — не просто философский вопрос для специалистов по эволюции птиц. Геометрия и размер яиц, структура и состав скорлупы — любая характеристика идёт в счёт, когда учёные пытаются понять, откуда произошли пернатые и как они смогли пережить загадочный апокалипсис, который уничтожил динозавров 65-66 миллионов лет назад.

Доктор Чарльз Диминг (Charles Deeming) и его коллеги из университета Линкольна уже долгое время занимаются проблематикой происхождения птиц. По мнению учёного, даже такой малоинформативный, на первый взгляд, предмет, как окаменелое яйцо, может многое сообщить как о древних пернатых, так и их предках — созданиях, промежуточных по признакам между птицами и динозаврами.

В статье, опубликованной в журнале The Royal Society Open Science, подробно излагаются результаты сравнения яиц современных птах, а также окаменелых образцов птичьих праотцов. В числе последних оказались тероподы — ящеротазовые динозавры, к которым, к слову, принадлежат такие зубастые и хищные представители подотряда, как аллозавры и тираннозавры.

Этот любопытный анализ позволил специалистам сделать много разных замечательных выводов в области морфологии и систематики класса Aves, или Птицы, и их предшественников. Однако, главное, по мнению учёных, то, что у птиц мезозоя, то есть обитавших 250-66(65) миллионов лет назад (то есть вплоть до вымирания динозавров), скорлупа и сами яйца довольно сильно отличались по своей форме и качеству от таковых у пернатых современников человечества.

"Результаты говорят о том, что форма яйца может служить своего рода индикатором для распознавания разных групп яйцекладущих позвоночных. Что важно, яйца птиц мезозоя отличались от яиц современных пернатых, а вот птиц начала кайнозоя, текущей эры, — уже нет, — говорит доктор Диминг. — Иными словами, форма яиц современных птиц претерпела существенные изменения не так давно, и именно после катастрофы 65-66 миллионов лет назад, после которой вымерли динозавры".

Согласно выводам учёных "мезозойские" яйца были более симметричными, продолговатыми, а скорлупа — пористее. Учёные склонны связывать эти особенности яиц с повышенной выживаемостью птиц на рубеже мезозоя и кайнозоя.

"С биологической точки зрения, очевидно, что разнообразие морфологии яиц у птиц обусловлено различными особенностями их высиживания и поведения родителей в период инкубации. Но исследования в этой области затруднены и, что особенно важно, страдают от недостатка полевых данных, в частности фрагментов окаменелостей", — объясняет Чарльз Диминг.

В процессе эволюции появление амниот — группы живых существ, обладающих зародышевой оболочкой (то есть большинство позвоночных) — было связано с переходом к жизни на суше, что произошло более 350 миллионов лет назад во время палеозойской эры. Яйцо позволило эмбрионам выживать вне водоёма и обеспечило широкое разнообразие и повсеместное распространение позвоночных.

Современные яйца прошли долгий путь эволюции, поэтому они имеют самые разнообразные формы, размеры и структуру, что, по мнению исследователей, отражает различные модели формирования и развития соответствующих таксонов.

Помимо изучения характеристик скорлупы в дальнейших планах доктора и его коллег работа над исследованием внутреннего состава яиц, соотношением белка и желтка и другими особенностями.
Категория: Археология | Просмотров: 5478 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://www.vesti.ru/