/ Новости сайта / Наука и Технологии / Препарат нового типа назвали непобедимым антибиотиком
11.01.2015

Препарат нового типа назвали непобедимым антибиотиком

Оценка: 0.0    2152 3 Наука и Технологии
Ученые представили теиксобактин — антибиотик нового типа, убивающий широкий спектр грамположительных бактерий, которые стали неуязвимыми для иных препаратов. По мнению исследователей, для возникновения резистентности к новому веществу (взятому из почвенных бактерий, не поддающихся культивированию в лаборатории) понадобится как минимум несколько десятилетий. Результаты своей работы ученые представили в журнале Nature.

Химическая основа большинства современных антибиотиков была открыта в «золотой век» препаратов этого типа (1940-е — 1960-е годы) и взята у почвенных бактерий и грибов. С тех пор как все микроорганизмы все чаще показывают резистентность к антибиотикам, на рынок выходит все меньше новых лекарств. Фармацевтические компании не хотят инвестировать в дорогостоящие препараты, которые в ближайшем будущем гарантированно станут неэффективными, а государственные органы здравоохранения не рекомендуют использовать новые антибиотики, чтобы замедлить темпы усиления сопротивляемости. Но международной группе микробиологов удалось найти новый источник антибиотиков. Они отказались от легко выращиваемых в лабораторных условиях бактерий и научились культивировать редких представителей подземной микрофлоры — с помощью устройства iChip, позволяющего выращивать клетки непосредственно в естественных условиях почвы.

Эта технология помогла ученым просканировать около 10 тысяч штаммов почвенных бактерий, экстракты из которых они проверили на золотистом стафилококке — микробе, ставшем неуязвимым к пенициллину, а зачастую и к метициллину (благодаря закрепившимся в ходе естественного отбора мутациям). Ученые обратили внимание на бактерию Elephtheria terrae: ее антибиотик (названный теиксобактином) поражает не белки других микроорганизмов, а их клеточные оболочки (точнее, липиды-прекурсоры, из которых эти клеточные оболочки создаются).

По своему принципу действия теиксобактин похож на антибиотик ванкомицин. Резистентность к ванкомицину возникла спустя 40 лет после его открытия в 1953 году — когда механизмы самозащиты бактерии от своего антибиотика каким-то образом (возможно, с помощью горизонтального переноса генов) были взяты на вооружение патогенными микробами. Теиксобактину же такая судьба не грозит: он локализуется на внешней мембране Elephtheria terrae и не требует специального механизма самозащиты. Ученые уверяют, что резистентность к теиксобактину у его жертв в обозримом будущем не сформируется — и у антибиотиков появился шанс изменить ход все более проигрышной войны с болезнетворными бактериями.

Alexei2012 11.01.2015 15:07 [Материал]
…»антибиотик нового типа, убивающий широкий спектр грамположительных бактерий»…
А среди грамотрицательных бактерий тоже есть смертельно опасные формы ….
i_ign 11.01.2015 14:14 [Материал]
"Непобедимые" антибиотики рождают непобедимые бактерии, это побочный эффект применения антибиотиков. Ещё один эффект - подавление иммунитета. Ну и кто кого? wacko
maikl2m 11.01.2015 10:11 [Материал]
Вечная война "снаряд-броня": одни изобретают "непобедимые" антибиотики, другие создают супер-вирусы и супер-бактерии, устойчивые к любым антибиотикам. angry
А что касается заявлений об невозможности приобретения резистивности бактерий к новому препарату, то это блеф. Из-за сложности генотипа и разнообразия наследственной информации даже в пределах одного вида всегда найдется несколько особей, приспособленных к отражению возникшей смертельной угрозе. Да, основная популяция при этом может почти полностью погибнуть, однако выжившие и давшие потомство со временем постепенно опять заполнят освободившуюся нишу.