/ Новости сайта / Археология / Образец первой родительской заботы найден в окаменелостях мелового периода
22.01.2015

Образец первой родительской заботы найден в окаменелостях мелового периода

В 2010 году фермер из Цзиньчжоу на северо-востоке Китая подарил местному палеонтологическому музею найденные им окаменелые останки рептилий. Как выяснилось впоследствии, находка представляет собой вымерших представителей раннемеловой фауны ― филидрозавров, которые были открыты и описаны ещё в 2005 году.

Найденные особи принадлежат к более крупному семейству Choristodera ― рептилиям, широко распространённым на многих континентах планеты в доисторические времена. Представители семейства внешне напоминали современных крокодилов и вели полуводный образ жизни. (Находка относится к так называемой формации Виксиан ― базальтовым и терригенным отложениям, охватывающим период в 11 миллионов лет.)

Но при изучении подаренных окаменелостей учёных более всего заинтересовала не столько видовая принадлежность, сколько то обстоятельство, что среди останков имелись скелеты одного крупного и шести более мелких животных.

"Хотя мы не можем исключать, что все эти особи оказались в такой близости друг к другу случайно в результате неизвестного события, которое их погубило, всё же наиболее вероятным следует считать намеренную близость между родителем и потомством", ― пишут учёные в своей статье, опубликованной в издании Geosciences Journal.

Это не первая находка, показывающая природу доисторической планеты в динамике. Так, прежде палеонтологи находили гнездо динозавров с выводком, следы, позволившие реконструировать погоню динозавров, останки черепах, которые погибли в процессе спаривания, а также окаменелости социально активного динозавра.

Филидрозавры-подростки примерно в четыре раза меньше взрослой особи и, предположительно, принадлежат одному выводку. По словам исследователей, вероятнее всего, филидрозавр-родитель заботился о малышах, и те в свою очередь повсюду следовали за ним.

Родительские инстинкты, в том числе воспитание и обучение потомства, сегодня широко распространены среди многих животных. Более того, для архозавров ― крокодилов и птиц, это с небольшими исключениями, обязательная черта, которая проявляется вплоть до выкармливания детёнышей