/ Новости сайта / Космос / Древнее марсианское озеро рассказывает историю воды на Красной планете
27.03.2015

Древнее марсианское озеро рассказывает историю воды на Красной планете

Исследователи из Брауновского университета, США, завершили новый анализ древней марсианской системы озер, находящейся в кратере Джезеро, близ экватора планеты. В исследовании сообщается, что наполнение кратера водой происходило в течение одного из как минимум двух различных периодов водной активности в области Красной планеты, окружающей кратер Джезеро.

«Мы можем сказать, что существование этих территорий, на которых водная активность была довольно высокой, стало аргументом в пользу наличия в марсианской истории по крайней мере двух различных периодов водной активности», — сказал Тим Гоудж, выпускник Брауновского университета и главный автор нового исследования.

Древнее озеро в кратере Джезеро было впервые обнаружено в 2005 г. Калебом Фассетом, бывшим выпускником Брауновского университета, работающим в настоящее время преподавателем в колледже Маунт-Холиок. Фассетт идентифицировал два канала, один на северном, а второй — на западном склонах кратера, через которые, очевидно, в кратер в древности поступала вода. Наполнив кратер до краев, вода выливалась из него через третий канал, расположенный на южной стороне кратера. Неизвестно, как долго эта система функционировала, но, судя по всему, озера пересохли около 3,5 — 3,8 миллиарда лет назад.

Каждый из каналов заканчивается на входе в озеро образованием наподобие дельты. Как показали ранние исследования, в отложениях этих дельт имеется большое количество глинистых минералов — то есть минералов, измененных водой. Это поставило перед учеными следующий вопрос: могли ли глинистые минералы сформироваться в самом озере, или же они сформировались в другом месте и были принесены в озеро с потоками воды?

Для ответа на этот вопрос Гоудж и его коллеги составили при помощи данных, полученных от марсианских орбитальных аппаратов, минералогические и геологические карты системы озер кратера Джезеро и показали с их помощью, что глинистые минералы были сформированы в другой области марсианской поверхности и лишь через довольно продолжительный промежуток времени были перенесены с водой в озера кратера Джезеро. Это подтверждает гипотезу о существовании в истории воды на Марсе как минимум двух периодов водной активности, говорят исследователи.

Статья была опубликована в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.