/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили «логово галактики-«каннибала»
21.05.2015

Астрономы обнаружили «логово галактики-«каннибала»

Команда австралийских и испанских астрономов обнаружила «прожорливую» галактику, «проглатывающую» своих галактических соседей и даже оставляющую «крошки» после своих «пиршеств».

Галактики во Вселенной могут расти либо за счет переработки свободного газа, находящегося в их окрестностях, в новые звезды, либо за счет поглощения целиком соседних галактик. Однако, как правило, галактические «каннибалы» не оставляют следов, позволяющих подробно изучить состав их «обеденного меню».

В новом исследовании международная группа астрономов во главе с Анхелем Р. Лопес-Санчесом из Австралийской астрономической обсерватории не только открыли спиральную галактику, поглощающую близлежащую компактную карликовую галактику, но и продемонстрировали свидетельства былых «перекусов» этой спиральной галактики в мельчайших подробностях.

Объектом этого нового исследования стала галактика NGC 1512, для которой ученые определяли уровень обогащения газа тяжелыми химическими элементами на всем протяжении галактического диска. Обогащение газа галактик элементами тяжелее водорода и гелия происходит за счет звезд, внутри которых в течение их жизненного цикла протекают реакции термоядерного синтеза, ведущие к образованию тяжелых элементов Периодической системы. После «смерти» звезды эти элементы выбрасываются в космос, обогащая космическое пространство различными газами, например кислородом, уровень которого определяла команда.

Исследователи ожидали увидеть в галактике «свежий» газ или газ, обогащенный на том же уровне, что и газ в поглощаемой галактике, однако вместо этого обнаружили во внешних областях галактики NGC 1512 газ, который уже был «переработан» звездами галактик, поглощенных галактикой-«каннибалом» ранее. Наблюдения в радиодиапазоне, выполненные при помощи решетки радиотелескопов Australia Telescope Compact Array, показали, что в галактике NGC 1512 большая часть галактического диска занята холодным водородом, в котором наблюдаются очаги активного звездообразования. Анализ наблюдений привел астрономов к выводу, что этот газ, по всей видимости, поглощался галактикой NGC 1512 в течение всего её жизненного цикла, на протяжении которого галактика периодически «поедала» своих более мелких галактических соседей.

Исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.