/ Новости сайта / Космос / Могут ли поддерживать жизнь далекие луны за пределами Солнечной системы?
01.06.2015

Могут ли поддерживать жизнь далекие луны за пределами Солнечной системы?

Есть ли жизнь за пределами Земли? Ответ на этот извечный вопрос может таить пока невидимый для нас спутник. Исследователи из Университета Макмастера смоделировали планетную систему, лежащую далеко за пределами нашей Солнечной системы, и обнаружили, что массивные спутники могут быть идеальным местом для существования жизни.

Используя данные о нашей Солнечной системе и результаты наблюдений огромных планет, которые лежат далеко за пределами диапазона видимого излучения любого телескопа, астрофизики Рене Хеллер и Ральф Пудритз пришли к выводу о том, что некоторые из спутников этих планет могут быть обитаемыми.

Результаты исследования ученых изложены в двух статьях в журналах Astronomy and Astrophysics и Astrophysical Journal. Ученые предполагают, что некоторые спутники экзопланет —планет, лежащих за пределами нашей Солнечной системы — имеют подходящие размеры, положение, а также достаточное количество воды для того, чтобы поддерживать жизнь.

«Все время мы искали жизнь на других планетах, в то время как она может существовать на спутниках», - говорит Рене Хеллер, научный сотрудник из Университета Макмастер. Над исследованием ученый работал совместно с Ральфом Пудритзом, профессором физики и астрономии также из Университета Макмастер.

В настоящее время науке известно о существовании множества экзопланет. Исследователям удалось обнаружить их с появлением новых методов исследования космического пространства. Так, когда планета проходит перед своей звездой, свет последней становится менее ярким. Наблюдая за изменениями яркости далеких звезд, на сегодняшний день ученые сумели открыть около 4000 экзопланет.

Многие планеты за пределами Солнечной системы по своей массе превосходят Юпитер и расположены на таком же расстоянии от своей звезды, как Земля от Солнца. Однако эти далекие супер-юпитеры являются гигантскими газовыми шарами, которые не способны поддерживать жизнь из-за отсутствия твердой поверхности. Но их спутники могут иметь условия, необходимые для существования жидкой воды, а значит — быть пригодными для жизни.

В то время как в центре большинства последних исследований находились экзопланеты, исследователи из Университета Макмастер поставили перед собой задачу изучить спутники тех гигантских планет, соизмеримых с Юпитером, которые, по их мнению, мигрировали в «зону обитаемости» своих удаленных звезд.

Взяв за основу Юпитер и его спутники на ранних этапах их развития, Хеллер и Пудритз создали модели лун супер-юпитеров. Эти луны могут быть вдвое тяжелее Марса.

На сегодняшний день вокруг экзопланет не было обнаружено ни одного спутника – так называемой экзолуны. «Однако они, конечно же, существуют», - говорит Хеллер. Со стремительным ростом технологических возможностей, открытие первых экзолун, по мнению ученого, не заставит долго себя ждать.

Если такие гигантские спутники вокруг гигантских планет существуют, их можно будет обнаружить в ближайшем будущем с помощью действующего космического телескопа Kepler агентства НАСА, ожидающего запуск космического телескопа PLATO Европейского космического агентства или же планируемого к постройке Европейского чрезвычайно большого телескопа (European Extremely Large Telescope).