/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили крайне редкую систему из пяти звёзд
08.07.2015

Астрономы обнаружили крайне редкую систему из пяти звёзд

Учёные нашли в космосе очень редкую систему из пяти связанных светил. Квинтет представляет собой первую известную науке систему такого рода.

Необычная система удалена на 250 световых лет от Земли и располагается в созвездии Большой Медведицы. Обнаружить её удалось с помощью данных, собранных проектом SuperWASP. При этом использовались относительно небольшие и недорогие телескопы на Канарских островах и в Южной Африке, получающие изображение большей части неба каждые несколько минут.

Измерения яркости индивидуальных звёзд в течение многих лет собираются в так называемые кривые блеска — графики, соотносящие изменения интенсивности свечения и времени. Когда звёзды двойных систем проходят по лику друг друга, на кривых блеска наблюдаются провалы.

Так, данные, поступающие от этой системы, указали на наличие в ней двух пар звёзд, одна из которых оказалась бинарной контактной (то есть орбиты двух звёзд столь близки друг другу, что их внешние слои атмосфер соприкасаются).

Участники другой звёздной пары находятся друг от друга на расстоянии около трёх миллионов километров. При этом обе бинарные системы располагаются в одной орбитальной плоскости, на расстоянии 21 миллиарда километров друг от друга.

Последующие наблюдения астрономов за идущим от системы излучением на разных длинах волн помогли обнаружить ещё и пятую звезду, которая связана с "разделёнными" бинарными светилами.

Система, пока получившая лишь кодовое название 1SWASP J093010.78 + 533859,5, крайне необычная (иллюстрация BBC).

"Это поистине экзотическая звёздная система, – рассказывает один из авторов исследования доктор Маркус Лор (Markus Lohr) из Открытого университета Великобритании. – К тому же нет никаких причин, почему в этой системе на орбитах вокруг каждой пары звёзд не может быть планет. Небеса над такими планетами могли бы посоперничать с теми, что показаны в фильмах серии "Звёздные войны", ведь пейзаж будут освещать целых пять солнц".

Доктор Лор говорит, что тот факт, что орбита всех пяти звёзд находится в одной плоскости, свидетельствует о том, что, скорее всего, они образовались из одного протозвёздного диска из пыли и газа.

Также исследователь добавил, что системы, содержащие настолько большое количество бинарных звёзд — крайне редкое явление, но однажды астрономам уже удалось обнаружить с помощью телескопа NASA Kepler как минимум одну систему из пяти звёзд.

Результаты исследования группы Лора пока были опубликованы на сайте препринтов, так что выводы команды ещё предстоит проверить другим специалистам этой области астрономии.

Akella 09.07.2015 06:51 [Материал]