/ Новости сайта / Наука и Технологии / Куполообразные растения скрывают целые микроскопические миры
10.07.2015

Куполообразные растения скрывают целые микроскопические миры

Оценка: 5.0    1733 0 Наука и Технологии
Одна из наиболее оптимальных стратегий выживания для растения в суровом климате — это приобретение куполообразной формы. Ранее биологам было известно, что, принимая форму мягкой подушки, растения увеличивают свои шансы на выживание: внутри образующегося "купола" нет экстремальных температур и суровых ветров.

Теперь в рамках нового исследования учёные открыли, что не только сами растения пользуются комфортными условиями, которые создаются внутри такого живого шара. Оказывается, такие подушки укрывают целые микроскопические миры, в которых могут жить самые разнообразные организмы, от микробов до животных.

"Эти растения-купола можно сравнить с черепахами и их панцирями. Подобные формы позволяют организмам развивать свою собственный микросреду, влажную, тёплую и богатую питательными веществами", — поясняет ведущий автор исследования Фабьен Антельм (Fabien Anthelme) из Французского института исследований в области развития, основанного в Ла-Пасе, Боливия.

Вместе с командой российских учёных в лице Игоря и Ирины Волоковых из Томского государственного университета Антельм исследовал горные растения, произрастающие на Алтае. Учёные обнаружили, что перепады температур за пределами куполов существеннее, чем внутри них — от 0 до 15 градусов по Цельсию в первом случае и от 5 до 7 градусов во втором.

Среда, которая создаётся внутри живых "подушек", оптимальна для микроорганизмов и потому микробная активность там крайне высока. Когда мёртвые листья растения отпадают, они разлагаются довольно быстро, что способствует скорейшему обновлению и росту растения в целом.

Также учёные установили, что почва под куполами растений оказывается куда более плодородной, чем за их пределами. Оказалось, что почва под куполом лапчатки содержит в 15 раз больше гумуса, чем вне живой "подушки". Почва там была также значительно богаче питательными веществами, такими как азот и фосфор.

Как отмечается  в статье, опубликованной в издании International Journal of Environmental Studies, подробное изучение растений, произрастающих в регионах с суровым климатом, может стать ключом к сохранению биоразнообразия планеты.

Источник:  http://www.vesti.ru/