/ Новости сайта / Космос / Магнитные волны, излучаемые сверхмассивной дырой, «извиваются», подобно кнуту
13.07.2015

Магнитные волны, излучаемые сверхмассивной дырой, «извиваются», подобно кнуту

Быстро распространяющиеся по Вселенной магнитные волны, излучаемые сверхмассивной дырой, «извиваются», подобно кнуту, рукоять которого встряхивает гигантская рука, согласно новому исследованию, проведенному при помощи телескопа Very Long Baseline Array Национальной радиоастрономической обсерватории США. Ученые использовали этот инструмент для наблюдений системы галактика-черная дыра, известной как BL Ящерицы (BL Lac) в высоком разрешении.

«Эти волны возбуждаются при «потряхивании» джета у его основания», — сказал Дэвид Мейер, бывший сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА и Калифорнийского технологического института, оба научных учреждения США, принимавший участие в проведении нового исследования.

В этом исследовании впервые идентифицированы так называемые волны Альфвена в системе с черной дырой. Волны Альфвена возникают, когда линии магнитного поля, подобные тем, которые пронизывают Солнце или диск материи вокруг черной дыры, взаимодействуют с заряженными частицами, или ионами, и скручиваются в спирали. В случае системы BL Lac эти ионы находятся в форме джетов, состоящих из частиц которые выбрасываются из противоположных полюсов черной дыры со скоростями, близкими к скорости света.

Стоит отметить, что джеты, выбрасываемые черными дырами, вообще-то склонны слегка «изгибаться» и даже «покачиваться», однако, как правило, это происходит на протяжении нескольких тысяч или даже миллионов лет. Необычность системы BL Lac состоит в том, что в ней ученые зафиксировали аналогичные процессы, происходящие в течение всего лишь нескольких недель.

Исследование было опубликовано в журнале The Astrophysical Journal.

Ariella 13.07.2015 09:10 [Материал]