/ Новости сайта / Космос / На Луне и Марсе кто-то живет?
12.08.2015

На Луне и Марсе кто-то живет?

Людям всегда претила мысль о том, что они одиноки в огромной вселенной. Поначалу, когда карты нашей планеты пестрели белыми пятнами, в почете были истории о «неведомых землях». Затем человек начал чаще смотреть на небо.

Ближайшим соседом Земли была и остается Луна, наш естественный спутник. Она же и оставалась долгое время самым популярным объектом, предположительно заселенным представителями иной цивилизации.

Одним из первых о лунных жителях написал англичанин Фрэнсис Годвин – его книга «Человек на Луне» вышла еще в 1638 году. Затем своих героев отправляли на ближайшее к нам небесное тело Сирано де Бержерак, Рудольф Распе (все помнят барона Мюнхгаузена?), Эдгар По и Жюль Верн.

Другим не менее популярным «обитаемым» миром стал Марс. В конце 1870-х годов итальянец Скиапарелли объявил об открытии на красной планете каналов – длинных линий, образующих сложную сеть между 60° северной широты и 60° южной широты. Впоследствии о наблюдении этих каналов стали сообщать и коллеги Скиапарелли из других стран.

Открытие итальянского астронома произвело сенсацию. Не совсем точный перевод слова «canali» в зарубежной прессе привел к тому, что Скиапарелли было приписано заявление об открытии именно искусственных сооружений, возведенных обитателями красной планеты. Сам астроном, тем не менее, такие сообщения не опровергал, а в 1890 году сам опубликовал статью, в которой рассуждал о возможности разумной жизни на Марсе. Но справедливости ради следует все же отметить, что об открытых им «каналах» как об искусственных он рассуждал значительно позднее – в 1895 году, да и то весьма осторожно.

И все-таки эти загадочные линии на протяжении длительного времени были для многих людей «железным» доказательством существования марсиан. Лишь в семидесятые годы XX столетия, когда были получены снимки поверхности Марса, сделанные космическими аппаратами, специалисты установили, что большинство «каналов» – всего лишь оптическая иллюзия.

Марс как дом для «братьев по разуму» с тех пор перестал восприниматься большинством романтически настроенных людей. Но зато, как ни странно, вновь привлекла к себе внимание Луна. Внезапное прекращение пилотируемых полетов на спутник Земли заставило некоторых людей задуматься: дыма без огня не бывает, а значит, что-то с Луной не так…

Первые на Луне

Впервые люди побывали на спутнике Земли в 1969 году. Американский космический корабль «Аполлон-11» с экипажем из трех человек совершил посадку на Луну, а один из астронавтов, Нил Армстронг, первым ступил на поверхность иного небесного тела.

Прямая трансляция этого события велась тогда по всему миру, а непосредственно за ходом высадки наблюдали порядка полумиллиарда человек. С тех пор Соединенные Штаты совершили еще пять успешных высадок на Луну, а в некоторых из них даже использовали управляемый астронавтами аппарат, на котором передвигались по поверхности спутника (так называемый «Лунный ровер»).

Однако в 1972 году американская лунная программа была свернута, советская же, к сожалению, и вовсе завершилась еще на стадии подготовки.

С тех пор прошло уже более 40 лет, но за это время ни один человек больше не ступил ногой на иную планету. В чем дело? Почему исследования и освоение естественного спутника нашей планеты остановились столь внезапно? Разве в течение нескольких десятков лет космонавтика не развивалась? Очень даже развивалась: как мы знаем, сегодня полеты в космос стали вполне рядовым явлением. Орбита Земли, можно сказать, обжита, а уже в недалеком будущем земная экспедиция должна будет отправиться к Красной планете. О Луне же на долгие годы все просто забыли и, такое ощущение, долго не хотели вспоминать.

Не так давно всерьез обратили свой взор к Луне китайцы – в 2013-м году автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-3» осуществила первую за 37 лет (после советской «Луна-24») мягкую посадку на естественный спутник. До этого спутники «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» собирали информацию для более точной и детальной карты Луны. После 2020-го года КНР планирует высадку своих космонавтов на поверхность, а к 2050-му – построить целый лунный город. Однако есть мнение, что на естественном спутнике китайских исследователей может подстерегать неприятный сюрприз.

Как мы уже говорили выше, внезапное прекращение лунных исследований дало толчок появлению очередных конспирологических теорий. Самая популярная из них говорит о том, что Луна обитаема, а вот дальше уже начинаются расхождения – от «лунного города третьего рейха» до базы инопланетян. Но все эти многочисленные ответвления объединяет одно: на Луне кто-то есть, и этот «кто-то» ясно дал понять, что земным экспедициям он совершенно не рад.

Обитаема или пуста?

О том, что на ближайшем к Земле небесном теле происходит нечто загадочное, говорят уже около тысячи лет. К примеру, в отдельных источниках XI века сообщается о «звезде» с очень сильной яркостью, которая появилась на лунном диске. А с развитием астрономии сообщения об аномалиях лишь участились.

В 1866 году, например, один из самых больших лунных кратеров изменил свой вид – по крайней мере, есть такая информация, проверить которую, увы, по понятным причинам сейчас невозможно. А в 1874-м чешский астроном некоторое время наблюдал странный светящийся объект, движущийся к северу Луны. Спустя год, в 1875-м, еще один астроном заметил подобного рода объект – также на севере, а затем и еще один, уже на юге спутника. С тех пор количество сообщений о лунных аномалиях лишь возрастало. Стоит, однако, отметить, что большинство из них наверняка можно смело относить к оптическим иллюзиям.

После того, как люди направили к Луне исследовательские аппараты, появилось множество странных фотографий и видеозаписей. Часть из них, естественно, можно списать на брак, но есть и такие, которые вызывают неподдельный интерес. К примеру, космический зонд «Клементина» еще в 90-е годы заснял на Луне загадочные объекты, очень похожие на… небоскребы. Геометрически правильные башни – конусы, прямоугольники – встречаются практически на всей поверхности нашего спутника. А кое-где можно увидеть прямоугольные площадки и нечто, похожее на руины. Отдельные объекты тянутся по поверхности Луны сотни километров и напоминают то ли тоннели, то ли трубопроводы. О странных образованиях на лунных снимках говорит, в частности, американский исследователь Джозеф Скиппер, изучивший материалы, полученные с зонда «Клементина».

Если предположить, что все эти образования действительно искусственные, а Луна все-таки обитаема, логично предположить, что поселенцы должны как-то реагировать на появление земных космических аппаратов. В прессе часто встречается история о том, как в 1959 году советский зонд «Луна-2» достиг поверхности нашего спутника. Прилунение было жесткое, но заранее точно просчитанное – в районе кратера Архимеда. И, тем не менее, астрономы из целого ряда стран одновременно зафиксировали несколько вспышек на расстоянии до 600 километров от места посадки. Что это могло быть? Некоторые специалисты полагают, что на Луне находились «чужие» механизмы (зонды, телескопы и т.д.), которые самоликвидировались при попытке «вторжения» земного межпланетного аппарата. Существует мнение, что еще до начала космической эры на нашем спутнике были установлены станции слежения за Землей. И установлены, разумеется, братьями по разуму, которые на протяжении долгого времени нас изучали. А как только мы достигли уровня развития, позволяющего совершать межпланетные перелеты, пусть даже непилотируемые, наблюдение оказалось под угрозой. Скорее всего, так и было рассчитано, что при появлении наших аппаратов «чужие» станции слежения должны самоуничтожиться.

Также в прессе периодически всплывает информация, будто бы Нил Армстронг и Эдвин Олдрин сообщали о внеземных космических кораблях, а пленка кинокамеры астронавтов была засвечена загадочным излучением, направленным от одного из этих летательных аппаратов. Именно этим, в частности, объясняется общеизвестная байка о том, что лунная высадка снималась в павильонах Голливуда – будто бы оригинальная съемка была испорчена. А еще говорят, что перед высадкой американцев на поверхность Луны «Аполлон-11» якобы сопровождали несколько НЛО.

Если верить этим сообщениям, получается, что Луна прямо-таки кишмя кишит инопланетянами, которые вдобавок ко всему еще и не очень приветливые. Одна из многочисленных теорий, пытающихся обобщить загадочные явления на ночном светиле, говорит о том, что Луна представляет собой сырьевую базу высокоразвитых пришельцев с иных планет. Будто бы они добывают на ней полезные ископаемые, а пик аномалий приходится на прибытие очередной партии грузовых кораблей.

Согласно другой не менее популярной гипотезе, Луна представляет собой огромную исследовательскую базу искусственного происхождения. Сторонники этой точки зрения утверждают, что по неясным причинам гигантская космическая станция инопланетян вышла из строя, и экипаж был вынужден оставить ее на орбите Земли в качестве спутника.

Также существует теория, которая говорит нам о том, что американская лунная программа была свернута в далеком 1972-м году по договоренности с обитателями Луны – исследователями или добытчиками сырья, исходя из сказанного выше. Советская лунная программа была приостановлена, судя по всему, именно по этой причине. Если это действительно так, то правительства СССР и Соединенных Штатов взяли на себя обязательства не исследовать Луну до определенного времени. Именно поэтому, надо полагать, космические державы недавно стали возвращаться к планам освоения нашего спутника – видимо, прошли сроки, установленные «братьями по разуму».

Как мы уже писали выше, с недавнего времени на Луну имеет виды и строит в связи с этим грандиозные планы Китай. Япония в 2018 году может стать четвертой космической державой, освоившей полноценную лунную миссию после США, России и КНР – на этот год запланирована посадка японского зонда. Да и наша страна вновь обратилась к исследованию спутника: впервые после еще советской «Луны-24» Россия запустит свой исследовательский зонд в рамках проекта «Луна-Глоб».

Как можно расценить подобный всплеск интереса к ночному светилу после многолетнего перерыва? Человечество внезапно вспомнило о том, что ближайшее к нам небесное тело осталось неисследованным? Или нам наконец-то просто позволили это сделать?

Разумеется, не все можно воспринимать всерьез – напомним, что люди просто не могут жить без сенсаций и зачастую сами их придумывают. И все же, пока человечество не освоило естественный спутник Земли, рано делать однозначные выводы. Кто знает, что еще обнаружат на Луне китайские экспедиции и исследовательские зонды России, Японии и других стран.

Венера и Марс

Вторая и четвертая по удаленности от Солнца планеты на протяжении длительного времени остаются лидерами в списке возможных обитаемых миров. Наиболее популярным был и остается Марс, Венера всего лишь чуть-чуть отстает от него.

Несмотря на то, что исследования космического пространства значительно продвинулись, а наделавшие в свое время много шуму «каналы» Скиапарелли оказались иллюзией, вопрос об обитаемости Марса по-прежнему остается открытым. С недавнего времени специалисты уделяют много внимания Красной планете, а текущие научные изыскания уже напрямую сосредоточены на поиске следов жизни в почве и горных породах, а также на поиске биосигнатур (так называется любое проявление последствий деятельности живых организмов) в марсианской атмосфере.

Впервые космические аппараты отправились к Красной планете в 1960-е годы – это были советские межпланетные станции серии «Марс», которые запускались вплоть до 1972 года. Следом за нами свои аппараты запускали американцы – серии «Маринер» и «Викинг». Благодаря последним, человечество впервые получило в свое распоряжение цветные фотографии Марса. Однако ни советские, ни американские аппараты никаких признаков жизни не обнаружили.

В 1997 году на Марс впервые совершил посадку космический аппарат – это была американская автоматическая станция «Марс Патфайндер» с первым марсоходом. А начало нового тысячелетия ознаменовалось бурным развитием изучения Красной планеты: начиная с 2004 года, специалисты НАСА отправили туда марсоходы «Спирит», «Оппортьюнити» и «Кьюриосити» – два последних работают до сих пор. А на орбите Марса сейчас находятся пять действующих искусственных спутников: три американских, один индийский и один от Евросоюза.

На достигнутом человечество останавливаться не собирается. О своих планах на пилотируемые экспедиции к Красной планете заявляют Россия, Соединенные Штаты, Европа, Китай и Индия. Если все пойдет так, как запланировано, Роскосмос отправит своих исследователей до 2050 года, американцы до 2030-го. Однако государственные структуры России и США могут опередить частные инициативы: экспедиция Mars One, готовящаяся голландским предпринимателем Басом Лансдорпом, может состояться уже в 2026 году, а некоммерческий американский фонд Inspiration Mars Foundation планирует отправить пилотируемую экспедицию для облета Красной планеты еще раньше – в январе 2018 года.

Но это, повторимся, пока что именно планы. Сейчас же Красную планету изучают лишь автоматические зонды и марсоходы. Тем не менее, несмотря на разрушение целого ряда сенсаций, связанных с Марсом, люди по-прежнему надеются на то, что жизни там если и нет, то она хотя бы была в прошлом.

Не будем вновь повторяться о марсианских «каналах», а рассмотрим весьма популярную до недавнего времени историю о «Марсианском Сфинксе» и «марсианских пирамидах».

В северном полушарии Марса располагается местность под названием Кидония, содержащая ряд холмов с плоским верхом и крутыми склонами (так называемые «столовые горы»). Широкой общественности этот регион стал известен в 1976 году, когда американской межпланетной станцией «Викинг-1» были сделаны сенсационные фотографии: на поверхности другой планеты явственно проглядывались пирамиды наподобие египетских и… человеческое лицо, пристально вглядывающееся вверх. С тех пор в прессе и специальной литературе было опубликовано огромное количество статей, в которых выдвигались гипотезы об обитаемости Марса и о том, что жители Красной планеты в древности посещали Египет, помогая местному населению в строительстве пирамид. Были и такие предположения, что сами египтяне или, как минимум, фараоны, были родом с Марса. Пирамиды и Сфинкс были популярны до начала 2000-х годов, после чего наступило разочарование.

Детальное фотографирование, проведенное станцией Mars Global Surveyor, показало, что «лицо» – это иллюзия, вызванная игрой света и тени, а также низким разрешением камеры, установленной на «Викинге-1». «Пирамиды», увы, тоже оказались обычными скалами. А в 2007 году «лицо» было сфотографировано межпланетной станцией Mars Reconnaissance Orbiter с еще более высокой точностью – иллюзия в очередной раз подтвердилась, и о «Сфинксе» пришлось забыть. Тем не менее, даже сегодня, в 2015 году, находятся источники, спекулирующие на фотографиях 1970-х годов.

Но, может быть, есть хоть какая-то зацепка, что Марс не полностью безжизненная пустыня? К счастью, есть. Ученые считают, что на древнем Марсе мог быть океан, а возможно и не один. Аппарат Mars Global Surveyor обнаружил в одной из местностей русло высохшей реки – в том, что это была именно река, сомневаться почти не приходится. Еще в одном месте на Красной планете, возможно, существовало огромное озеро, которое впоследствии распалось на множество более мелких. Ученые даже дали название этому гипотетическому древнему объекту – Эридания.

Более того, специалисты пришли к выводу, что на Марсе вода не просто была – она есть там и в настоящее время. В 2008 году американский исследовательский зонд «Феникс», работавший на поверхности Красной планеты, смог получить воду из образцов грунта. Еще раньше было подтверждено, что в полярных «шапках» на Марсе содержится не только замерзшая углекислота, но и колоссальное количество твердого водного льда. Предположительно вода может содержаться и в приповерхностном слое марсианской литосферы, в том числе поднимается вопрос о наличии подземных (или подледных) реликтовых озер из жидкой и соленой воды.

Благодаря новейшим исследованиям и полученным от зондов и марсоходов данным, ученые смогли выдвинуть сенсационное предположение. И основано оно, заметим, не на умозрительных заключениях, а на фактах. Считается, что в так называемую гесперийскую эру (3,5 – 2,5 миллиарда лет назад) на севере Марса располагался огромный соленый океан, который затем распался на два. В умеренных и низких широтах было множество рек и озер, планета обладала плотной атмосферой, аналогичной земной того времени – у поверхности температура воздуха могла достигать 50 градусов. При этом теоретически на Марсе могла существовать жизнь.

Ситуация начала меняться в амазонийскую эру: происходили глобальные тектонические и вулканические процессы, преобразившие Марс и сделавшие его таким, каким мы знаем его сейчас – неприветливым, сухим и безжизненным.

Существовала ли на Марсе своя разумная цивилизация? Ответ на этот вопрос смогут, наверное, дать только пилотируемые экспедиции.

А в будущем, возможно, Марс станет новым домом для земного человечества – ведь все начальные предпосылки для этого есть. Это и почти равные земным сутки (на Марсе они составляют 24 часа и 39 минут), и теоретическая возможность выращивания растений в марсианской почве, и смена времен года (правда, длятся они почти в два раза больше, чем на Земле). А кое-где на экваторе в летние месяцы температура на в целом остывшем Марсе достигает +20. Другой вопрос, что в скафандре человек этого не почувствует… Но будем надеяться, что грандиозные планы по терраформированию Красной планеты, то есть по ее превращению во вторую Землю, все-таки когда-нибудь осуществятся.

А следом за Марсом, возможно, будет возвращена к жизни Венера. Несмотря на то, что сейчас это небесное тело обладает, мягко говоря, неприветливым климатом (температура +500 градусов), у ученых есть основания полагать, что раньше она мало отличалась от Земли, а вполне вероятно, была даже более приспособленной к жизни. Кроме того, существуют мнения, что живые организмы могут существовать на Венере и сейчас. В частности, об этом заявил три года назад главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Л.В. Ксанфомалити. Внимание ученого привлекли девять фотографий, сделанных еще в далекие 1970-е и 1980-е годы советскими аппаратами «Венера-13» и «Венера-14». На них присутствуют некие объекты, которые появляются и исчезают на ряде последовательных снимков. К примеру, объект под названием «скорпион» появляется спустя полтора часа после включения камеры и исчезает через 26 минут, оставив после себя в грунте отчетливую канавку. Ученый предположил, что во время посадки модуль напугал обитателей сильным шумом, и они покинули место приземления, а потом, когда ситуация нормализовалась, вернулись к привычному ритму жизни. Однако не все коллеги Ксанфомалити согласны с тем, что изображенные на снимках аномалии могут быть живыми существами. Часть специалистов уверена, что это просто-напросто оптические иллюзии или же неисправности в работе оборудования. Но нашлось место и такому мнению: «нам не нравится интерпретация полученных результатов как признаков жизни на планете. Однако мы не можем найти другого объяснения тому, что видим на панорамах поверхности Венеры» (кандидат технических наук Ю. М. Гектин, автор многих технических решений в телевизионных камерах аппаратов «Венера»).

Но даже если сейчас жизни на Венере все-таки нет, вполне возможно, что, как и на Марсе, она когда-то была. В 2009 году с помощью зонда Venus Express были получены доказательства существования на Венере большого количества воды, которая «ушла» в космос. А до этого в 2007-м, в ходе третьего совещания Группы анализа исследований Венеры, было сказано, что на протяжении двух миллиардов лет на планете мог существовать океан. В свою очередь это означает, что вопрос о существовании венерианской жизни остается открытым.

В заключение

Если брать в расчет серьезные источники и рассматривать подробно результаты настоящих научных исследований, быстро становится понятно: реальность гораздо интереснее надуманных сенсаций.

Мы уже знаем, что как минимум две планеты Солнечной системы раньше могли быть обитаемыми. Но вселенная не ограничивается Марсом и Венерой – ученые всерьез рассматривают возможность существования жизни, как в прошлом, так и в настоящем, на спутниках Сатурна – Титане и Энцеладе, а также спутниках Юпитера – Европе и Каллисто. Отдельные специалисты всерьез рассматривают их в качестве потенциальных внеземных колоний.

Также не будем забывать, что в последнее время было открыто большое количество так называемых экзопланет, то есть тех, которые находятся за пределами нашей Солнечной системы. И одна из них, под неблагозвучным названием Kepler-438 b, считается настоящим двойником Земли – размерами она очень похожа на нашу планету, а также находится в той области своей звездной системы, где условия очень близки к земным.

Жизнь на других планетах – это совершенно не обязательно «зеленые человечки» и прочие необычные и обязательно разумные существа. Это могут быть простейшие микроорганизмы или насекомые. Но как же быть все-таки с мыслящими обитателями иных планет?

Очень просто: ими можем стать мы сами, люди. Если возьмемся за голову, вспомним, что наша уникальная особенность – это разум, и вместо разрушительных войн начнем совместное освоение внеземного пространства.

И тогда на вопрос, поставленный нами в заголовке статьи, вполне можно будет ответить утвердительно.

Источник:  http://ks-region69.com