/ Новости сайта / Археология / На острове Итуруп обнаружено древнее захоронение
20.08.2015

На острове Итуруп обнаружено древнее захоронение

Оценка: 0.0    2299 0 Археология
На артефакты, которым по самым приблизительным подсчетам 2 000 лет, случайно наткнулись рыбаки. Чтобы изучить находку, сразу же была организована экспедиция. На помощь исследователям пришли даже местные жители.

Такая находка считается большой редкостью в условиях влажного дальневосточного климата. Скелет древнего обитателя острова Итуруп поможет учёным понять, что за люди населяли Курильский архипелаг примерно 2 000 лет назад. Скорее всего, кости чудом сохранились благодаря тому, что их захоронили в вулканическом песке.

Главная особенность и, разумеется, сложность проведения раскопок на тихоокеанском побережье Курильских островов это то, что археологам приходится работать вот в таких огромных дюнах из чёрного вулканического песка. Который, кстати, обладает магнитными свойствами. Подниматься и спускаться на эти песчаные горы тяжело чисто физически. А края раскопа в любой момент могут обрушиться.

На древнюю могилу среди дюн случайно наткнулись местные рыбаки. О находке сообщили археологам. В этом году учёные организовали экспедицию. Берег Тихого океана вблизи захоронения оказался усеян черепками и наконечниками стрел. Ещё больше сюрпризов для специалистов таят в себе дюны, которые тысячелетиями наносил никогда не стихающий в этих местах ветер.

Оксана Яншина, сотрудник музея «Кунсткамера»: «Здесь очень сложно работать. Дюна вся занесена. Это мы тут героический подвиг совершили. Откидали эту дюну. Здесь мы нашли 2 культурно-хронологических периодов. Это эпоха эпидзёмон — примерно 2 500-1 800 лет назад по данным радиоуглеродного анализа. И Охотская культура относится уже к раннему средневековью».

Организовать полноценный археологический лагерь учёным оказалось не по карману. Доставка людей и оборудования на край земли стоит очень дорого. Метровые слои песка изо дня в день лопатами разгребают всего лишь 6 человек. Добровольно помочь вызвался восьмиклассник Костя — сын местного лесничего. Старшие товарищи доверили ему проверять отсев. Вдруг глаз опытного археолога пропустит какую-то важную находку.

Константин Кораблёв, помощник археологов: «Здесь порою опаснее, чем на стрельбище! Сверху кусок земли свалится, еще что-то. Но это хорошо! Много дней под открытым небом, в земле! Ищешь то, чему может быть много тысяч лет».

На вершине дюны ученые нашли следы еще одного древнего захоронения, но кости за тысячи лет полностью истлели. Однажды попался почти целый сосуд. Однако обычный день археолога — это изнуряющий физический труд, который чаще не приносит сенсаций.

Григорий Рушика, археолог: «Отрицательная информация или незначительная информация — это в любом случае информация. Предстоит работа по ее обработке. И надеюсь, что мы все-таки поймем, что здесь было».

Чудом сохранившиеся кости археологи отправят на генетическую экспертизу. Она поможет установить, предками каких народов были древние обитатели Курил. Остальные находки пополнят коллекции главного краеведческого музея Сахалинской области. Здесь сетуют: на островах все чаще ученым приходится соревноваться в поисках артефактов с черными копателями. Нелегальные сборщики древностей самостоятельно ищут и разрушают памятники истории, чтобы перепродать найденные древности коллекционерам.

Евгения Берсенёва, младший научный сотрудник сектора археологических исследований Сахалинского областного краеведческого музея: «Разрушение археологических памятников является уголовным преступлением. И, прежде всего, они могут нанести ущерб себе. Если археологические памятники будут разрушены, их невозможно исследовать вторично. В этом специфика археологии. Раскопки исследователь проводит только один раз. Если раскопки проведены неграмотно, либо если они проведены неспециалистом, то восстановить информацию невозможно».

Чтобы преуспеть в этой борьбе за историю, учёные активизировали работу на островах. Они пока не завершили раскопки на дюнах вблизи озера Куйбышевского на Итурупе, но уже начали разведку другого древнего поселения на этом же острове.

Источник:  http://5-tv.ru