Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 96
Пользователей: 96
Новых: 0
Главная » 2015 » Октябрь » 2 » Ученые рассказали, что динозавров убил двойной удар
Ученые рассказали, что динозавров убил двойной удар

Динозавров убил двойной удар, утверждают американские палеонтологи. Речь идет о падении гигантского метеорита в Мексиканский залив, за которым последовали мощнейшие извержения вулканов в Индии. О своей гипотезе ученые рассказали на страницах журнала Science.

Исследователи работали с Деканскими траппами (базальтовыми породами на западе Индии) — следами одного из мощнейших вулканических извержений в истории Земли. Эти сейсмические процессы, выбросившие в атмосферу множество опасных летучих соединений, начались за 250 тысяч лет до падения чиксулубского метеорита и продолжались полмиллиона лет после него (в итоге излилось полтора миллиона кубических километров лавы).

Некоторые ученые считают, что динозавров погубили именно токсичные выбросы и вулканическая пыль (закрывшая Землю от солнечного света), другие — что астероид принес биосфере куда больше ущерба, чем индийский вулканизм. Автор новой статьи, геохронолог Пол Ренн (Paul Renne) из Калифорнийского университета в Беркли и его коллеги предположили, что обе катастрофы совпали во времени.

Для проверки этой гипотезы Ренн взял в Декане образцы лавовых пород, собрав материалы на различных уровнях вулканического слоя (от самых глубоких и древних до относительно верхних). Ученые хотели выяснить, совпадают ли изменения породы с падением метеорита.

Выяснилось, что деканские вулканы начали извергаться еще до падения метеорита, которое произошло примерно 65 миллионов лет назад, однако в определенный момент характер лавовых потоков радикально изменился. До этого поднимающаяся из мантии магма смешивалась с веществами земной коры, задерживаясь на некоторое время в различных мелких резервуарах, а с определенного периода слои лавы лишились примесей. Это чистота связана с тем, что магма долго копилась в одном-единственном гигантском резервуаре, после чего извергалась на поверхность в катастрофических масштабах: примерно 900 миллионов кубометров в год (по сравнению с 71 тысячей кубометров в год ранее).

Ученые допускают, что смена типа извержений (от частых и мелких к редким и масштабным) могла произойти под влиянием удара метеорита. Датировка пород также указывает на то, что сдвиг случился примерно в одно время с падением метеорита (с погрешностью в 50 тысяч лет).

Пока у исследователей нет однозначных доказательств одномоментности катастрофических событий: для этого хронологическое окно нужно сузить с 50 до примерно пяти тысяч лет. Однако налицо косвенные улики, считает Ренн. «Мы надеемся, что это исследование вдохновит людей не выбирать лишь одну из двух гипотез. Нам, правда, нужно смотреть на взаимосвязь этих процессов», — подчеркнул ученый.

В мировой палеонтологической науке нет единого мнения об основной причине вымирания динозавров. Среди западных ученых в настоящее время преобладают «катастрофические» гипотезы (быстрое вымирание под влиянием абиотических факторов — вулканическая активность, удар метеорита, падение уровня океана). Отечественные палеонтологи в основном придерживаются биосферной версии: постепенное исчезновение динозавров из-за появления цветковых растений (и эволюции питающихся ими млекопитающих) и охлаждения климата.

Категория: Тайны истории | Просмотров: 1200 | Добавил: Maks | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://lenta.ru