Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 135
Пользователей: 132
Новых: 3
myunhauzen74, Raoum, Daara
Главная » 2015 » Октябрь » 26 » Ученые продолжают изучение подледного озера "Восток"
Ученые продолжают изучение подледного озера "Восток"

Учёные продолжают исследовать керны льда из Антарткиды, которые являются частью ледяного щита, защищающего озеро Восток от внешней среды. Изучение этого уникального образца позволит ученым точнее понять, каким был климат нашей планеты задолго до того, как на него начал влиять человек. Керны – это результат 46 лет бурения в самом суровом месте планеты – Антарктике, где зафиксирован абсолютный минимум температур -89 градусов!

Озеро Восток – уникальный реликтовый водоём, открытый российскими учеными еще в 50-х годах прошлого века. Оно образовалось миллионы лет назад и покрыто ледяным панцирем толщиной 3770 метров. Полученные образцы позволяют детально проанализировать химический, газовый и микробиологический состав этого древнейшего льда. В НИИ Арктики и Антарктики ученые проводят и другие более специфичные исследования. Например, с помощью лазерного анализатора исследуют изотопный состав воды, в результате чего можно узнать, в каких условиях образовался лёд.

Основные «природные маркеры» – это кислород и водород. Всё просто. В тёплые эпохи в атмосфере образуется больше кислорода с двумя дополнительными нейтронами в ядре, а в холодные – меньше. Анализ этих соотношений позволил ученым прийти к выводу, что колебания климата в масштабе тысячелетий носят циклический характер. Каждые 100 – 120 тыс. лет на Земле наблюдаются эпохи потепления. Последние 10-12 тысяч лет как раз приходятся на такой период, получивший название «голоцен». Исследования ледяных кернов показывают, что максимум «голоценового потепления» уже пройден, и сейчас должно бы наступить похолодание, но этого не происходит. Таким образом, еще одно подтверждение нашла гипотеза об определяющем влиянии человека на современные климатические процессы на планете.

Благодаря кернам разгадана и самая интригующая загадка озера Восток. Еще несколько лет назад ученые были уверены – там может существовать высокоорганизованная жизнь. Некоторые даже утверждали, что эволюция в его водах могла пойти по какому-то иному – «инопланетному» варианту. Однако петербуржские специалисты утверждают, что нет. Озеро настолько перенасыщено кислородом, что попросту ядовито!

Все больше подтверждений находит гипотеза, что водоём образовался 14 млн. лет назад, когда Антарктида уже была покрыта ледником. По последним данным, в нём существует своеобразная циркуляция воды. В северной части ледник над озером тает, сбрасывая в него талую воду, насыщенную кислородом, а в южной она, напротив, замерзает, и в виде льда «вытекает» из котловины озера. При замерзании вода выталкивает из себя все примеси, в том числе, и газы. Таким образом, в озере Восток уже много миллионов лет копится кислород, который является мощнейшим окислителем, по сути – ядом, уничтожающим все живое. По предварительным данным, его содержание здесь в 50 раз превышает нормальные для поверхностных вод значения!

Впрочем, природа и здесь продемонстрировала чудеса адаптации – в озере были обнаружены термофильные бактерии, которые способны существовать при температуре 40-60°, что говорит о наличии гидротермальных источников. А в 2012 году в таком же керне обнаружили другую бактерию. Её ДНК не совпадает ни с одним известным живым организмом. Судя по всему, дальнейшее изучение озера Восток и льда на его поверхности принесет еще много научных сенсаций.
Категория: Наука | Просмотров: 2412 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить |Источник:http://www.vesti.ru