Земля. Хроники Жизни.

Статистика

Онлайн всего: 246
Пользователей: 232
Новых: 14
Klame, tsapik, ledyanoy, chemolog, garura, AstraVert, kvantic, xofmann12, Ariella, ШЕЛВИН, Степняк, Darking, Lefail, Сл@вян
Главная » 2015 » Ноябрь » 25 » Первое вымирание живых организмов на Земле произошло на 100 млн лет раньше
Первое вымирание живых организмов на Земле произошло на 100 млн лет раньше

Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН совместно с коллегой из Екатеринбурга Андреем Масловым обнаружили доказательства первого массового вымирания живых организмов на Земле.

По их оценкам, оно произошло на 100 млн лет раньше, чем традиционно считалось, и было вызвано деятельностью первых животных, сообщили в пресс-службе Новосибирского госуниверситета (НГУ), принимавшего участие в исследованиях.

"На протяжении геологической истории планеты фиксируется пять крупнейших вымираний организмов. Первым считалось ордовикско-силурийское вымирание, случившееся 450-440 млн лет назад. Мы получили результаты, показывающие, что за 100 млн лет до этого, примерно 550 млн лет назад, произошло еще одно массовое вымирание живых существ. Мы назвали его "котлинский кризис", в ходе которого на планете бесследно исчезло целое царство живых организмов (вендской биоты)", - приводит пресс-служба слова завлабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Дмитрия Гражданкина.

По его словам, около 530 млн лет назад биосфера восстановилась, но уже совсем в другом варианте. Это был единственный в истории биосферы кризис, когда до основания была уничтожена вся существовавшая тогда пищевая пирамида, а вместо нее возникала совершенно другая, современная, с водорослями и растениями в основании, а не бактериями, как ранее.

Первые жертвы вымирания состояли из трубочек и питались слизью

Согласно данным геологической истории, порядка 580 млн лет назад планету заселили необычные мягкотелые существа, не похожие ни на одну известную нам сегодня форму жизни и получившие название вендобиоты. Именно они и составляли основную часть биологического разнообразия в тот период. Они состояли из большого количества трубочек и имели размеры от 1 см до 1,5 м. Обитали вендобионты на мелководье и питались слизью, сформированной сообществами бактерий.

Дальше исследователи по всему миру столкнулись с проблемой: 550 млн лет назад практически все вендобионты пропадают из геологической летописи, но связано ли это с вымиранием, доподлинно известно не было.

В тоже время интервал 550-530 млн лет связывают с глобальным понижением уровня моря. Чтобы доказать, что 550 млн лет назад действительно имело место вымирание вендобиотов, новосибирские ученые в течение 10 лет целенаправленно исследовали отложения на Южном Урале на территории Башкирии.

"Отсутствие ископаемых останков организмов в геологической летописи вовсе не означает вымирание вида. Поэтому перед нами стояла задача найти морские отложения, некогда представлявшие, безусловно, благоприятную среду для обитания вендобиотов и способствующие сохранности их останков", - объяснил Гражданкин.

Южный Урал - благоприятная среда для древних организмов

На Южном Урале 550-540 млн лет назад практически непрерывно существовал морской бассейн, что и позволило накопиться отложениям. Обнаруженные там тонкие прослойки вулканических туфов (магматических пород, выброшенных при извержении) содержат зерна цирконов, которые можно датировать уран-свинцовым методом. Это позволило установить точный возраст этих отложений - 547 млн лет назад, то есть спустя 3 млн лет после предполагаемого вымирания вендобионтов.

На протяжении 10 лет ученые детально исследовали и описывали отложения в разрезах вдоль рек Южного Урала. Они реконструировали существующую здесь экосистему, обнаружили большое разнообразие различных организмов. Были найдены остатки палеопасцихнид (крупные многокамерные организмы), отпечатки водорослей, следы ползания первых животных, но вендобионтов не обнаружено.

"Несмотря на то, что на Южном Урале были благоприятные условия для жизни вендобионтов и хорошие условия сохранности, мы не находим здесь остатков этих существ, значит можно сделать вывод, что они действительно вымерли 550 млн лет назад", - пояснил ученый.

Первые животные появились на 10 млн лет раньше, чем думали специалисты

Исследователь также выдвинул гипотезу, объясняющую вымирание господствующих в тот период на Земле организмов. Причиной кризиса стали первые животные, следы движения которых найдены в отложениях. Они также свидетельствуют о том, что первые животные появились на 10 млн лет раньше, чем считалось, то есть 550 млн лет назад.

"Научившись зарываться в осадок, животные фактически уничтожили микробиальный субстрат, на котором жили вендобионты. Таким образом, первые животные уничтожили мир вендобионтов и дали возможность сформироваться новой экосистеме", - добавил ученый.

Исследование опубликовано в международном издании Precambrian Research.

Категория: Наука | Просмотров: 938 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 1.0/| Оценить |Источник:http://tass.ru