/ Новости сайта / Археология / Из костей динозавра извлекли сохранившиеся кровеносные сосуды
04.12.2015

Из костей динозавра извлекли сохранившиеся кровеносные сосуды

Оценка: 0.0    1507 0 Археология
В ископаемых костях гадрозавра, жившего в конце мелового периода, американские палеонтологи обнаружили кровеносные сосуды, состоящие из органического вещества и не подвергшиеся окаменению. Это огромный шаг вперед в методологии изучения древних ящеров, уверены специалисты – ведь их открытие позволяет изучать подлинные клетки, ткани и органы динозавров.

Кровеносный сосуд, найденный в деминерализованной кости утконосого динозавра Brachylophosaurus canadensis возрастом 80 млн лет, действительно представляет собой самый настоящий, органический сосуд, а не биопленку неизвестного происхождения, заявили ученые университета штата Северная Каролина. Молекулярный палеонтолог Тим Клеланд (Tim Cleland) смог идентифицировать несколько белков, складывающих оболочку кровеносного сосуда. Одним из этих белков оказался миозин, входящий в состав гладких мышц, окружающих и сосуды современных животных.

"Структуры, подобные кровеносным сосудам по их расположению, морфологии, гибкости и прозрачности, были получены после деминерализации нескольких фрагментов трубчатой кости динозавра. Эти структуры могли иметь либо эндогенное происхождение по отношению к образцу, то есть действительно являться остатками кровеносных сосудов, либо представлять собой биопленки, покрывавшие полости, возникшие в теле кости уже после деградации исходных органических компонентов тканей кровеносных сосудов. В этом исследовании мы проверяем предположение, что данные структуры являются эндогенными и сохранили белки, соответствующие кровеносным сосудам современных архозавров. Это может быть обнаружено масс-спектрометрией высокого разрешения и подтверждено с помощью иммунофлуоресценции. Две линии доказательств действительно подтверждают эту гипотезу. Во-первых, пептидная последовательность, экстрагированная из сосудов В. canadensis, соответствует пептидам кровеносных сосудов современных архозавров, и не согласуется с ее бактериальным, грибковым или слизевиковым происхождением. Во-вторых, идентичность установленных масс-спектрометрией белков подтверждена с помощью антител, специфичных к этим белкам", – говорится в исследовании.

Использованная американскими палеонтологами методика была апробирована на ныне живущих архозаврах – курицах и страусах. В результате пептидные последовательности, соответствующие тем, что содержатся в их кровеносных сосудах, обнаружились и в ископаемом, и в современном материале.

"Это исследование является первым непосредственным анализом кровеносных сосудов вымершего организма. Оно дает нам возможность понять, какие виды белков и тканей могут сохраняться, и как они изменяются во время окаменения, – говорит Клеланд. – Оно также обеспечивает новые возможности для решения вопросов, касающихся эволюционных взаимоотношений вымерших организмов, и может идентифицировать белковые модификации и время их появления в различных эволюционных линиях".

"Еще одним важным результатом данного исследования является то, что оно дает нам понимание того, как белки могут модифицироваться и изменяться за более чем 80 миллионов лет, – отметила соавтор и коллега Клеланда по университету доктор Мэри Швейцер (Mary Schweitzer). – Мы узнаем не только о том, как сохраняются ткани в течение долгого времени, но можем увидеть, как эти животные были приспособлены к окружающей среде во времена своей жизни".

Статья Mass Spectrometry and Antibody-based Characterization of Blood Vessels from Brachylophosaurus Canadensis опубликована в Journal of Proteome Research