/ Новости сайта / Космос / Предел роста черных дыр – 50 миллиардов солнечных масс
20.12.2015

Предел роста черных дыр – 50 миллиардов солнечных масс

Черные дыры, лежащие в центрах галактик, могут увеличивать свою массу до 50 миллиардов солнечных масс, прежде чем исчезнут питающие их газовые диски, согласно новому исследованию, проведенному учеными из Университета Лестера, Великобритания.

В этом исследовании профессор факультета физики и астрономии Университета Лестера Эндрю Кинг рассматривает сверхмассивные черные дыры, лежащие в центрах галактик, вокруг которых имеются вращающиеся диски из газа.

Этот газ может терять энергию и падать на черную дыру. Однако такие диски могут становиться гравитационно нестабильными и начинать формировать звезды.

Профессор Кинг рассчитал, насколько может вырасти черная дыра, прежде чем газовый диск у её внешнего края перестанет формироваться, и получил значение в 50 миллиардов солнечных масс.

В этом исследовании утверждается, что, лишенная диска, черная дыра прекратит расти, и это означает, что масса в 50 «солнц» является верхним пределом массы черной дыры. Единственный механизм, посредством которого черная дыра может стать ещё более массивной, состоит в падении крупного космического объекта на эту черную дыру – например, падение случайной звезды или слияние с другой черной дырой.

Профессор Кинг сказал: «Значение этого открытия состоит в том, что астрономы уже обнаружили черные дыры с массами, близкими к максимально возможным, наблюдая гигантские количества излучения, высвобождаемого в результате падения газа из газового диска на черную дыру. Установление в результате этого исследования предела массы для черных дыр означает, что в результате наблюдений такими методами мы не обнаружим черные дыры с массами, намного превышающими этот предел, так как вокруг таких черных дыр попросту не будет ярких светящихся дисков».

Исследование появилось на сервере предварительных научных публикаций arxiv.org.

Dimetrion 21.12.2015 10:46 [Материал]