/ Новости сайта / Космос / Китайский луноход передал данные о лунном грунте
24.12.2015

Китайский луноход передал данные о лунном грунте

Ученые из Китая и других стран мира, работающие с луноходом "Юйту", опубликовали первые за последние 40 лет данные о свойствах лунного грунта и материи недр Луны, которые указали на то, что вулканы на Луне погасли заметно позднее, чем мы считали сегодня.

Китайские ученые опубликовали первые данные о составе и свойствах лунного грунта, собранные луноходом "Юйту" в январе 2014 года, которые указывают на то, что вулканы на Луне существовали заметно дольше, чем мы привыкли считать, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Сегодня планетологи считают, что движение литосферных плит и другие  тектонические процессы завершились на Луне примерно 3,6 миллиарда лет назад. Причиной этого послужили небольшие размеры железного ядра Луны, которые препятствовали циркуляции расплавленных пород мантии от ядра к поверхности и обратно.

Постепенное остывание и "съеживание" Луны подогревало остаточные геологические процессы еще 2,6 миллиарда лет. По современным оценкам, они прекратились около миллиарда лет назад. С другой стороны, относительно недавно ученые обнаружили, изучая карту Луны, полученную зондом LRO, что на ее поверхности присутствуют необычные "складки", которые могли сформироваться в последние 50-60 миллионов лет в результате вулканической активности в ее недрах.

Лин Цзунчен (Ling Zongcheng) из Шаньдунского университета в Вэйхае (Китай) и его коллеги, работавшие с данными, собранными луноходом "Юйту", представили новые доказательства в пользу более длительной "работы" лунных вулканов, впервые за 40 лет изучив образцы лунного грунта прямо на поверхности спутницы Земли.

Как отмечают ученые, "нефритовый заяц" сел на поверхность относительно молодых лунных лав, которые еще не были покрыты толстым слоем реголита, лунного грунта, возникшего в результате  раздробления обломков астероидов и других малых небесных тел, не связанных геологически с Луной.

Это дало китайским ученым шанс впервые напрямую изучить химический и минеральный состав лунной лавы и мантии. Благодаря тому, что лунная мантия, в отличие от земной, оказалась менее однородна по своему химическому составу, что позволило Цзунчену и его коллегам достаточно точно вычислить ее возраст.

Как оказалось, лавовые базальты в той точке, в которой приземлился "Юйту", были уникальными по своему составу и возрасту – они содержали в себе умеренное количество титана и большое количество железа, что является большой редкостью для Луны. Обычно лунные вулканические выбросы содержат в себе большое количество титана, а породы ее коры почти лишены этого элемента.

Подобные породы, по словам геологов, крайне удобны для изучения следов вулканизма на Луне, так как доля титана в породах может рассказать ученым о том, на какой глубине сформировалась магма, выброшенная вулканом, что позволяет понять, когда произошло извержение и в каком состоянии находились недра спутницы Земли в то время.

"Среднее" количество титана в магматических породах, как объясняют Цзунчен и его коллеги, говорит о том, что извержения вулканов на Луне продолжались гораздо дольше, чем мы считали ранее. В пользу этого говорит то, что содержащие титан породы застыли и опустились к "дну" полужидкой мантии одними из последних, когда всего 5% ее первоначальной материи оставалось жидкими.

Неоднородность мантии и юный возраст выбросов магмы, как утверждают ученые, говорит о том, что материя недр Луны перемешивалась не так активно, как это происходило на Земле.

Пока ученые не знают, с чем это было связано, но они полагают, что подобная мозаика из пород возникла благодаря постоянной "бомбардировке" луны крупными астероидами в первый миллиард лет ее жизни, чьи удары нарушали процесс формирования мантии. Ответ на этот вопрос, по мнению авторов статьи, можно будет получить, отправив на Луну экспедицию с участием профессиональных геологов.

бякин 25.12.2015 02:26 [Материал]
Надеюсь, что пиндосы в нирване уже. biggrin
trilobit 24.12.2015 18:25 [Материал]
А что там передавал Луноход кроме чб картинок? biggrin
Alvig 25.12.2015 06:48 [Материал]
Я и картинок не вижу!
Анубис 24.12.2015 17:19 [Материал]
Китайский луноход передал данные о лунном грунте,
забыли дописать - неожиданно... smile
Cona 24.12.2015 14:53 [Материал]
"они содержали в себе умеренное количество титана и большое количество железа"
- sad где там теоретики полой луны, поставленной на орбиту не то нашими предками для сохранения жизни на Земле, не то нашими заовевателями, для поддержки порабощающих сознание планетарных слоев/голограмм? вот оно, китайцы на незапыленном лунными осадочными породами участке взяли пробы - и вот оно - титан, железо...какое подтверждение, а? sad
trilobit 24.12.2015 18:24 [Материал]
да не бери в голову. Луна не вечна, а про нас нечего говорить... Все сойдем в пыль.
sUFOs 24.12.2015 20:25 [Материал]
это миф, как и сама луна, нет никакой луны, а то картинка на твёрдом куполе... звёзды - гвозди, которыми картинка к куполу прибита, надо уже знать, не маленький поди.
IsHwo 24.12.2015 13:01 [Материал]
Сыр?
Shaman 24.12.2015 12:43 [Материал]
Ученые вообще не знают есть ли вулканы на луне, это все лишь предположение ,кто то что то увидел в спектре и вспышки незначительные очень короткие и все о это вулканы, а то что луна полая все уже и забыли.