Земля. Хроники Жизни.
Главная | Регистрация | Вход
 
Среда, 22.05.2019, 02:22
Приветствую Вас Гость |Личные сообщения() ·| PDA | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Аномалии [3676]
Атмосфера [1566]
Археология [5476]
Авторские статьи [484]
Вулканы [3450]
Война [1017]
Гипотезы [6277]
Другое [7946]
Животные [3141]
Землетрясения [4636]
Засуха [393]
Избранное [365]
Климат [3673]
Космос [12136]
Карстовые провалы [513]
Круги и рисунки на полях [529]
Медицина и здоровье [2271]
Наука [11899]
НЛО [4743]
Наводнения [3592]
Океан [875]
Оползни [744]
Пожары [979]
Прогноз [1330]
Политические факторы [3491]
Предсказания и пророчества [745]
Радиация [652]
Солнце [2012]
Стихия [3640]
Сверхъестественное [1827]
Технологии [6073]
Тайны истории [6060]
Ураганы [3243]
Факторы и аварии [7967]
Хочу все знать [30]
Этот безумный мир [1431]
Экология [1565]
Эпидемии [1087]
Эксклюзив [308]
Разговоры у камина
Статистика

Онлайн всего: 48
Пользователей: 47
Новых: 1
i@
Главная » 2016 » Февраль » 1 » Время убивать: Почему изменчивая погода заставляет людей истреблять друг друга
09:00
Время убивать: Почему изменчивая погода заставляет людей истреблять друг друга

В предпоследнюю неделю января 2016 года американские археологи определили место казни «салемских ведьм», а климатологи объявили минувший год самым жарким за всю историю наблюдений. У этих двух новостей больше общего, чем кажется на первый взгляд: ученые все чаще объясняют массовую охоту на ведьм влиянием климатических катаклизмов. «Лента.ру» попыталась разобраться, насколько адекватно эта гипотеза описывает события, происходившие в Европе XVI-XVII веков и повторяющиеся сейчас в некоторых странах Африки и Азии.

Почему их начали сжигать

Хотя практикующих магию и ведовство женщин (а также мужчин) преследовали еще в древнем мире, охота на ведьм — это феномен уже Нового времени. «Темное» Средневековье относилось к колдуньям куда более терпимо, чем относительно просвещенные и начитанные проповедники и правители XVI-XVII веков. Официальную буллу против ведьм издал в 1484 году Папа Римский Иннокентий VIII, но костры во всю силу запылали лишь в конце следующего века, причем лютеране и кальвинисты отличались куда большей жестокостью, чем католики. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек в 1589 году за один только день были сожжены 133 «ведьмы». Общее число жертв террористической кампании, которая утихла лишь в XVIII веке (когда черную магию объявили вымыслом, а обвинения в ней — клеветой), достигает миллиона человек. Причем большинство обвинений против женщин выдвигалось вовсе не из мести или корысти, а из искреннего желания уничтожить угрожающее обществу зло.

Но почему маховик охоты на ведьм запустился именно в конце XVI века? Отсылки к средневековому фанатизму явно не работают. Наоборот, все согласны, что это как-то связано с бурной эпохой перемен, потрясших Европу в начале Нового времени. Это явление того же порядка, что и Реформация, религиозные войны, экономический кризис и так далее. Одни историки трактуют охоту на ведьм как целенаправленную борьбу с авторитетными женщинами — чтобы обуздать их и сохранить господство мужчин в расшатанном обществе. Менее феминистски ориентированные специалисты считают, что гонения на ведьм — это атака высокой культуры (образованной знати, представителей власти и духовенства) на народную, которая из-за своих языческих корней, обрядов и обычаев стала восприниматься как дьявольская. Наконец, гонения были выгодны многим: врачи избавлялись от конкурентов (знахарок и повивальных бабок), священники — от носителей языческих обрядов, а народные массы получали козлов отпущения — «виновников» всех бед.


Процесс над салемской ведьмой в изображении художника XIX века

Климат и ведьмы

Ученые не оставляют попыток найти более строгие объяснения массового психоза, охватившего Европу — нечто более осязаемое и измеряемое, чем личные мотивы. Экономист из Университета Брауна Эмили Остер обратила внимание на то, что охота на ведьм совпала по времени с резкими климатическими сдвигами в северном полушарии — малым ледниковым периодом.

Тогда, после 400 лет теплой и ровной погоды, мягких зим средневекового климатического оптимума, среднегодовая температура снизилась на один-два градуса. Гренландия покрылась ледниками, лето было коротким и дождливым, Сена, Дунай и Темза зимой замерзали. На континенте бушевали бури, метели, ливни уничтожали посевы. Пик малого ледникового периода пришелся как раз на XVII век — апогей охоты на ведьм.


Может, это просто совпадение? Остер собрала количественные данные по процессам над ведьмами в 11 европейских регионах (от Шотландии до Швейцарии, от Англии до Эстонии и Финляндии) и по погодным условиям (суровость зим, неурожаи и другие факты, упомянутые в местных источниках). Усредненные по десятилетиям (от 1520 до 1770 года) и по странам показатели заложила в таблицу (с процессами над ведьмами как зависимой переменной), убрав эффект значимых событий европейского масштаба (Тридцатилетняя война и эпидемии чумы) с помощью фиктивных переменных без ущерба для статистической значимости.

Хотя небольшой (0,10-0,15) коэффициент детерминации говорит о том, что колебания в количестве процессов объясняются температурными сдвигами всего на 8-12 процентов. Остер считает это достаточно убедительным результатом — с учетом фрагментарного и приблизительного характера данных. Более подробная информация по Женевскому кантону (ежегодные температурные сдвиги) позволила построить график с достаточно убедительной корреляцией: катастрофические погодные явления несут часть вины за сожженных и утопленных женщин.

Неурожай, голод и старость

Преследование «ведьм» не прекратилось с изобретением железных дорог и телевидения. Более того, в ХХI веке — новой эпохе перемен — число убитых и подвергнутых самосуду за ведовство постоянно растет: в Гане, Нигерии, Танзании, Колумбии, Непале, Папуа Новой Гвинее. В опросе, проведенном в 18 странах Африке южнее Сахары в 2010 году, более половины респондентов признались, что верят в черную магию.

Жертв новой охоты на ведьм сжигают заживо, побивают камнями, обезглавливают. Борьбу с колдовством даже прописывают в законодательстве. Причем снова, как и в XVII веке, в черной магии обвиняют прежде всего пожилых женщин, а инициируют разбирательство молодые мужчины, зарабатывающие себе репутацию блюстителей нравственности и защитников народа от сил зла.


Индуска из штата Бихар, которую обвинил в колдовстве собственный деверь

И снова ученые попытались найти связь между насилием и климатическими катаклизмами. Эдвард Мигель проанализировал материал по 67 деревням Танзании — африканской страны, где охота на ведьм — обычное дело. В танзанийских деревнях убивают примерно одну ведьму в пять лет, причем жертвами становятся чаще всего старейшие члены семьи. Убивают их собственные сородичи. Мигель выяснил, что в годы аномальных осадков (засух или наводнений) ведьм убивают в два раза чаще. То есть для танзанийцев они не «козлы отпущения», которых деревня обвиняет во всех несчастьях: речь идет о законной ликвидации наименее производительных членов семьи в период продовольственного дефицита.

О простых объяснениях

В итоге вместо культурно-психологического объяснения охоты на ведьм (борьба с народными верованиями, уничтожение альтернативных центров влияния, укрепление общественного порядка) утверждается жесткий природный детерминизм. Ничего особенного, просто климатические катаклизмы и голод приводят к сенициду — убийству стариков, что в экстремальных ситуациях практикуется многими народами, ничего даже не слыхавших о ведьмах.

Значит, для предотвращения расправ нужно не просвещать народ относительно его суеверий, а бороться с голодом на государственном уровне. Кроме того, важно поддерживать стариков. Когда в одной из провинций ЮАР в начале 1990-х ввели пенсии по возрасту, число самосудов над ведьмами резко сократилось, подчеркивает Мигель.

Но при всей убедительности это объяснение стирает историческую уникальность охоты на ведьм — что в Европе, что в современной Азии и Африке. Все-таки ведовство, восторг и ужас перед ним, его место в культуре и общественном порядке — это вполне самостоятельное явление. И даже связь колдовства с более общими процессами может принимать самые разные формы: так, известные антропологи Жан и Джон Комароффы объясняют истерическую охоту на ведьм в Африке механикой капиталистической экономики. Таинственное обогащение одних и обнищание других заставляет африканцев воспринимать рынок как черную магию, а для преуспевания обращаться уже к реальной черной магии (или обвинять в ведовстве богачей-соседей).



Категория: Наука | Просмотров: 1590 | Добавил: Maks | Рейтинг: 1.0/| Оценить |Источник:http://lenta.ru
Всего комментариев: 1
0
1 Dasha  
Кто этот материал разместил? И нашел системность?
Это человек сам имеет отношение к Миру ведающих.
В наше время заявление, что ведьмы злы просто смешны.
Зла( как и Добра )
нет вовсе, есть Поток ( а формы его проявления-субьективная оценка ).
У нас бытовая магия часто встречается.
Био-энергетические возможности есть у каждого человека( просто в силу неких причин у одного сильнее, у другого слабее, но этим каждый обладает).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Мониторинг
Сейсмическая активность
Солнечная активность
Фазы луны
3D Планета Земля
Солнечная система
Космическая погода
Веб камеры мира
Системы мониторинга
Ионосферная активность
Вспышки на Солнце
Мониторинг вулканов
ТОП Новостей
Загрузка...
Календарь
Архив записей
Новое на форуме

1. Объекты на солнце

(66)

2. Буйство стихий. Погодные аномалии. Что ждет планету Земля?

(1864)

3. ВСЁ.., ЧТО В МИРЕ.., ИНТЕРЕСНО..!!! часть №2

(7837)

4. Давайте предсказывать будущее

(5542)

5. ЗЕМЛЯ ПЛОСКАЯ..!!...так ли это..??

(3135)

Последние комментарии





При использовании материалов Земля - Хроники Жизни гиперссылка на сайт earth-chronicles.ru обязательна.
Top.Mail.Ru Яндекс цитирования