/ Новости сайта / Космос / Телескоп измерил температуру у космической "летающей тарелки"
03.02.2016

Телескоп измерил температуру у космической "летающей тарелки"

Крупнейший радиотелескоп мира помог планетологам впервые померять температуру зерен пыли в протопланетном диске у одной из звезд в созвездии Змееносца, которая оказалась неожиданно низкой и необъяснимой с точки зрения современных теорий формирования планет.

Радиотелескоп ALMA впервые смог измерить температуру у своеобразной "летающей тарелки" в созвездии Змееносца – протопланетного диска у звезды 2MASS J16281370-2431391, удаленной от нас на 400 световых лет, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории.

"Диск этой летающей тарелки невозможно было бы увидеть на темном и пустом ночном небе. Мы его видим благодаря тому, что ее силуэт закрывает собой свечение туманности Ро Змееносца, где находится эта звезда. Это свечение слишком слабо, чтобы его могла увидеть ALMA, однако диск все-же заслоняет и поглощает его. Можно сказать, что тень "летающей тарелки" полностью покрывает Землю!", — заявил Стефан Гильотье (Stephane Guilloteau) из Астрофизической лаборатории в Бордо (Франция).

Сегодня у ученых почти нет сомнений в том, что планеты начинают свое рождение внутри плоского газопылевого диска, заполненного мелкими частицами пыли и плотными клубами, а их формирование заканчивается в ходе серий столкновений планетизималей – "зародышей" планет размером с Весту или Цереру, а также крупных комет и астероидов.

"Посередине" между ними зияет теоретическая и практическая пустота – пока планетологи не пришли к единому мнению насчет того, что происходит после слепления единичных зерен пыли в относительно небольшие комки размером в сантиметр. Существует несколько разных теорий, проверка которых была невозможна до последнего времени.

Гильотье и его коллеги изучают новорожденные и формирующиеся планеты, которые все еще находятся в "пеленках", в надежде раскрыть один из самых важных параметров их рождения – температуру различных частей протопланетных дисков. Значение этой температуры определяет то, как ведут себя зерна пыли и льда в протопланетном диске, как они слепляются и то, какие химические реакции происходят на их поверхности.

Уникальное положение и плотность протопланетного диска у звезды 2MASS J16281370-2431391, которую ученые окрестили "летающей тарелкой" из-за того, что ее протопланетный диск наклонен примерно на 45 градусов, если смотреть на него с Земли, позволило планетологам впервые напрямую измерить эту температуру.

Как отмечает Гильотье, окраины протопланетного диска оказались крайне холодными – температура зерен пыли там составляет минус 266 градусов Цельсия, что всего на семь градусов больше абсолютного нуля. Это открытие стало большой неожиданностью для планетологов, так как сегодня ученые предполагают, что температура протопланетного диска должна быть почти в два раза больше – 15-20 градусов выше абсолютного нуля.

Столь низкая температура зерен пыли означает, что современные представления об их химическом составе и поведении никак не соответствуют действительности – ученые даже и не предполагали, что они смогут охладиться столь сильно. В свою очередь, пересмотр их свойств заставит ученых полностью переписать все теории формирования планет из этих зерен пыли.

Пока авторы открытия, опубликовавшие свои выводы в журнале Astronomy & Astrophysics Letters, не торопятся заявлять, что подобные температуры и поведение характерны для всех протопланетных дисков. Они планируют в ближайшее время проследить при помощи ALMA за другими рождающимися планетами для того, чтобы подтвердить это подозрение или показать, что случай с "летающей тарелкой" является уникальным.