/ Новости сайта / Космос / Обнаружили черную дыру с "хвостом" длиною в три Галактики
04.02.2016

Обнаружили черную дыру с "хвостом" длиною в три Галактики

Телескоп "Чандра" обнаружил, что одна из галактик в созвездии Живописца отрастила себе "хвост", чья длина больше, чем диаметр нашей Галактики примерно в три раза.

Орбитальный телескоп "Чандра" получил фотографии уникальной черной дыры в центре галактики А в созвездии Живописца, длина чьих выбросов, по текущим оценкам, превышает протяженность Млечного Пути в три раза и составляет 300 тысяч световых лет, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

Сверхмассивные черные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от черных дыр, возникающих при коллапсе звезд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Они периодически поглощают звезды, другие небесные тела и газ, и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

Запредельно высокие энергии рентгеновских фотонов, найденные в излучении "хвостов" черных дыр, заставляют сегодня ученых спорить о том, как рождается это излучение – в ходе "торможения" электронов в джете или же в результате их столкновения с фотонами микроволнового фонового изучения Вселенной, "эха Большого Взрыва".

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Мартин Хардкастл (Michael Hardcastle) из университета Гертфордшира (Великобритания) и его коллеги, работающие с орбитальным телескопом "Чандра" и рядом наземных радиотелескопов, на протяжении 15 лет наблюдали за необычной спиральной галактикой в созвездии Живописца.

В центре галактики А в этом созвездии находится крупная черная дыра массой в десятки миллионов Солнц, чьи джеты хорошо видны с Земли или из космоса в радио- и рентгеновском диапазоне. Как показали данные "Чандры" и наземного радиотелескопа ATCA в Австралии, ее джеты простираются на необычно большую длину – около 300 тысяч световых лет, что примерно в три раза больше, чем диаметр диска Млечного Пути.

Изучив структуру этого гигантского "меча джедая", генерируемого черной дырой, ученые обнаружили внутри него несколько зон повышенной яркости, которые астрофизики назвали "узлами". Их изучение помогло Хардкастлу и его коллегам выяснить, что рентгеновское свечение джета вырабатывается в ходе торможения электронов в этих участках магнитным полем джета, а не в результате их столкновения с фотонами "эха Большого Взрыва".

Разрешение этого спора сделало процесс работы джетов еще более загадочным – теперь ученым нужно найти какой-то механизм, который бы объяснял, как электроны внутри джета разгоняются и тормозятся, пролетая столь далекие расстояния. Дальнейшее изучение Живописца А, как надеются ученые, поможет найти ответ на этот вопрос.

omant 06.02.2016 13:30 [Материал]