/ Новости сайта / Космос / Однажды человечество повторит путь героев «Интерстеллар»
12.02.2016

Однажды человечество повторит путь героев «Интерстеллар»

Международная обсерватория LIGO объявила об обнаружении гравитационных волн, которые многие уже называют важнейшим научным открытием последних десятилетий. Гравитационные волны, существование которых предположил Альберт Эйнштейн ещё в начале 20-го века, помогут учёным лучше понять механизмы работы Вселенной и отношения пространства и времени. Российские учёные, принимавшие участие в работе LIGO, в интервью RT рассказали о своём вкладе в открытие, также рассказал об уникальности открытия в эфире телеканала и lиректор обсерватории LIGO Кип Торн.

Международный проект LIGO, участие в котором принимали учёные со всего света, в том числе и из России, сегодня объявил об открытии, который многие эксперты и СМИ уже окрестили важнейшим научным открытием 21-века. Участники проекта впервые смогли зафиксировать существование гравитационных волн, которые породило столкновение двух чёрных дыр.

Директор обсерватории LIGO Кип Торн, рассказал RT, что это открытие поможет учёным изучить Вселенную новым, доселе невиданным способом.

«Это не просто чёрная дыра, это две чёрных дыры, которые двигались друг вокруг друга по спирали и столкнулись, вызвав своеобразный шторм в пространстве и времени. Это открытие поможет изучать вселенную совершенно новым способом, и изучать аспекты чёрных дыр, которые не были нам понятны», — пояснил Торн.

Директор обсерватории особо отметил вклад, который внесли в открытие учёные из России.

«Важный вклад в исследовательский процесс внесли ученые из группы Владимира Брагинского из Московского государственного университета. Я лично сотрудничал с Брагинским и его командой с начала 70-х годов, и его группа предложила основную концепцию использования гигантских зеркал для проведения эксперимента. .. Его разработки были абсолютно незаменимы, и являются важной частью нашего открытия», — рассказал Торн.

Валерий Митрофанов, руководитель московской группы коллаборации LIGO, рассказал RT, что каждый сигнал, который получает специальный детектор обсерватории, проверяется с помощью перекрёстных тестов, чтобы исключить любую возможность ошибки.

«Несколько лет назад LIGO зафиксировало гравитационно-волновой сигнал, но все знали, что есть практика – группа учёных анонимно запускает искусственные сигналы. Об этом никто не знает, и информация об этом сигнале находится в запечатанном конверте. И вдруг несколько лет назад был обнаружен сигнал. Условие было такое – если получен такой сигнал, его требуется подготовить к публикации в научной статье. После того, как информация был готова к публикации, директор LIGO вскрыл конверт, и обнаружилось, что сигнал был инициирован искусственно. Сейчас сигнал прошел и эту проверку», – пояснил Митрофанов систему перекрёстной проверки сигнала корреспондентам RT.
Что выиграло человечество?

Отвечая на вопрос о том, как результаты открытия скажутся на повседневной жизни человечества, Митрофанов сообщил, что плодов находки не стоит ждать в ближайшем времени, однако эксперимент поможет продвинуть науку вперёд настолько, что его побочные технологии смогут помочь и обычным людям.

«Конечно, через несколько лет школьники не будут в школьных кружках мастерить генераторы и приёмники гравитационных волн… Это очень серьёзный, очень сложный эксперимент. Его значение многогранно. Это новый канал получения информации. Вселенную мы раньше видели в видимом свете, с помощью космических лучей, нейтрино, радиотелескопов, а теперь появится ещё один канал, и теперь мы сможем заглянуть туда, куда все остальные не заглядывали, потому что гравитационные волны проходят через вселенную, ничем не поглощаясь и не отчего не отражаясь. Мы надеемся получить сигналы от таких процессов, где настолько сильная гравитация, что это трудно вообразить. Только 5% того вещества, что составляет вселенная нам известны. Когда создаются такие эксперименты, учёные хотят от промышленности что-то такое, что в обыденной жизни может и не понадобиться, но потом это может пригодиться», — считает российский учёный.

Самый молодой учёный из российской группы LIGO, Леонид Прохоров, также считает, что побочные технологии, с помощью которых было сделано открытие, смогут помочь человечеству.

«Для того чтобы получить и зарегистрировать гравитационные волны мы развиваем технологии. Эти технологии потом приходят к вам в жизнь, как мобильные телефоны, как умные часы… Например развиваются лазерные технологии для того чтобы создать такой интерферометр. Развиваются сейсмические технологии… Может быть, побочные технологии этого эксперимента смогут помочь предсказывать землетрясения», — рассказал Прохоров.

Однако открытие смогло, пусть ненамного, приблизить мечту самого Валерия Митрофанова – сделать реальнее фильм «Интерстеллар», научным консультантом которого был директор обсерватории.

«Этот фильм, который настолько фантастичен с одной стороны, а с другой стороны - Кип Торн, основатель LIGO, говорил, что максимально старался не допускать невероятного. Физика там представлена максимально непротиворечащей фундаментальным законам физики…» – рассказал RT.

Фильм режиссёра Кристофера Нолана, вышедший на экраны в 2014 году, рассказывал о команде астронавтов, которые отправились в путешествие через пространство и время, для того, чтобы найти новую обитаемую планету, пригодную для переселения человечества. В одной из кульминационных сцен фильма, главный герой фильма преодолевает пространственно-временной барьер, использовав орбиту чёрной звезды и её мощной гравитационное излучение как разгонный механизм.

Руководитель LIGO Кип Торн, разработавший научную базу фильма, считает, что однажды человечество сможет повторить путь героев «Интерстеллар».

«Я верю в то, что человечество когда-нибудь отправит пилотируемую экспедицию к чёрной дыре… Технологий, необходимых для того чтобы добраться до ближайшей чёрной дыры у нас не будет ещё несколько веков, но я верю, что мы доберемся до туда и исследуем их», — заключил Торн.

Источник:  https://russian.rt.com