/ Новости сайта / Космос / Астрономы зафиксировали ослепительную вспышку ударной волны взрывающейся звезды
22.03.2016

Астрономы зафиксировали ослепительную вспышку ударной волны взрывающейся звезды

Оценка: 0.0    1991 0 Космос
«Охотник за планетами» НАСА, космический телескоп «Кеплер», запечатлел ослепительную вспышку ударной волны взрывающейся звезды – так называемую «ударную вспышку» ("shock breakout") сверхновой – впервые наблюдаемую в оптическом диапазоне.

В 2011 г. две массивные звезды, называемые красными сверхгигантами, взорвались, находясь в поле обзора телескопа «Кеплер». Первый из этих исполинов, KSN 2011a, по размерам превосходит наше Солнце примерно в 300 раз и находится на расстоянии 700 миллионов световых лет от Земли. Второй сверхгигант, KSN 2011d, имеет диаметр порядка 500 солнечных диаметров и находится на расстоянии 1,2 миллиарда световых лет от нас.

В новом исследовании ученые во главе с Питером Гарнавичем, профессором астрофизики из Университета Нотр-Дам, США, анализируя наблюдения этих сверхновых, проведенные при помощи «Кеплера», обнаружили признаки ударной волны, достигшей поверхности готовой взорваться звезды KSN 2011d. Обнаружение этого энергетического всплеска является большой удачей для астрономов, поскольку эта ударная вспышка длится в течение всего лишь 20 минут.

Сверхновые такого типа – известного как Тип II – происходят, когда в «ядерном реакторе» внутри звезды заканчивается «топливо», что приводит к схлопыванию ядра светила под действием гравитации.

Несмотря на то, что обе этих вспышки сверхновых хорошо описываются математической моделью сверхновых Типа II, в случае взрыва меньшего по размерам сверхгиганта ударной вспышки перед взрывом не наблюдалось. Авторы работы связывают это с тем, что эта меньшая по размерам звезда окружена облаком газа – видимо, достаточно плотным для того, чтобы замаскировать ударную вспышку.

Исследование принято к публикации в журнале Astrophysical Journal.