Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Тайны "Синей бороды"
06.05.2016

Тайны "Синей бороды"

Оценка: 0.0    2645 2 Тайны истории
14:38
В истории было много загадочных личностей, чья судьба интересует человечество до сих пор. Одна из таких личностей - Жиль де Рэ по прозвищу Синяя Борода. Кем он был? Алхимиком и колдуном? Маньяком? Садистом? А, может быть, все преступления, приписываемые ему, - историческое недоразумение? И вообще, а существовал ли реально человек, обвиняемый почти что во всех смертных грехах, и насколько соответствовал он нарисованному народной молвой и биографами образу? Ибо ни для кого не секрет, как создаются ангельские портреты злодеев и очерняются достойные личности.

Как бы там ни было, но процесс по делу Синей Бороды стал самым известным судебным разбирательством по обвинению в чародействе в средневековой Франции. Однако мировой общественности его подробности стали доступны только в начале ХХ века благодаря публикации материалов судебной комиссии. Так что на вопрос, а существовал ли в действительности Синяя Борода, можно ответить однозначно: да! Но дело здорово запутал Шарль Перро - создатель всемирно известной сказки.

Судьба, видимо, решила подшутить над героем нашего рассказа - к женщинам-то он как раз относился вполне нормально. В истории можно найти более "достойных" прозвища "Синяя Борода" представителей знати и венценосцев, как, например, того же Генриха VIII. Тем не менее в Бретани, Вандее, Анжу и Пуату - там, где находились владения главного персонажа нашего повествования, - именно его и называли Синей Бородой.

В жизни его звали Жиль де Рэ. Он родился во Франции в 1404 году и происходил из двух древнейших дворянских родов - Монморанси и Краон, а кроме того, был внучатым племянником героя Столетней войны Бертрана Дюгесклена и находился в родстве со всеми знатными фамилиями восточной части королевства. Его земельные владения были огромны, а когда Жиль женился на богатой Екатерине де Туар, то с полным правом мог считаться самым могущественным вельможей Франции.

Будучи всего шестнадцати лет от роду, он храбростью и ловкостью во время местных феодальных войн снискал себе расположение своего сюзерена Иоанна V - герцога Бретонского, а в двадцать два года поступил на службу к будущему королю Карлу VII, хотя положение того представлялось безнадежным. Жиль де Рэ на свои средства содержал воинский отряд и во главе его отчаянно сражался с англичанами. Получив задание охранять знаменитую Жанну д'Арк, он прошел с ней весь путь - от Орлеана до момента ее неудачи под Парижем. После коронации Карла VII в Реймсе Жиль в возрасти двадцати пяти лет (!) был возведен в звание маршала Франции и в сентябре того же года получил разрешение украсить свой герб королевскими лилиями.

Маршал де Рэ был весьма образованным человеком, что являлось большой редкостью в те времена. Он любил красиво оформленные книги, гравюры, имел большую библиотеку, хорошо разбирался в музыке.

В 1433 году Жиль де Рэ покинул двор и отправился в свои владения, где стал жить, не думая о будущем и проматывая свое состояние. Именно к этому периоду относится серия жутких преступлений, совершенных маршалом в собственном замке Тиффож. Его слуги начали похищать в окрестных деревнях молодых людей, с которыми де Рэ вступал в извращенную половую связь, а после этого убивал их. Народная молва гласит, что подобных жертв было от семи до восьми сотен человек.

Эти злодеяния в дальнейшем расследовал светский суд, и в его обвинительном заключении количество убитых значительно сократилось, но все же их было сто сорок человек. Параллельно работал трибунал инквизиции, обвинивший Жиля де Рэ в попытке получения философского камня. Занятиям алхимией этот человек действительно посвящал практически все свое свободное время - печи в замке маршала работали в полную силу.

Отовсюду в Тиффож съезжались колдуны, многие из которых, кстати сказать, были отъявленными шарлатанами, так что вскоре де Рэ оказался в окружении весьма сомнительных людей.

Надо отметить, что алхимия в те годы, хотя и имела статус науки, на практике была почти всегда связана с некромантией - разделом черной магии, в которой для подчинения своей власти демонов использовались тела или части тел мертвецов. А с помощью адских сил, как считалось, можно было получить философский камень, который, по поверью, обладал чудесными способностями превращать простые металлы в золото и даровать вечную жизнь.

Главным чародеем и соучастником преступлений маршала был итальянский алхимик Франческо Прелати. Его показания на суде объяснили хотя бы отчасти мотивы тех злодеяний, которые творил Жиль де Рэ. У этого итальянца якобы имелся свой ручной демон по имени Баррон, который всегда являлся по вызову алхимика, но никак не хотел показываться Жилю.

Прелати часто говорил своему работодателю, что в его комнате возникают неизвестно откуда золотые слитки, красный порошок, зеленые змеи... Говорить-то говорить, но маршала к себе не пускал, ссылаясь на указания Баррона. Демон вообще был очень несговорчив и в контакты с де Рэ вступать не желал, отвергая все предлагаемые ему договоры. Остается только удивляться ловкости прохиндея Прелати и доверчивости Жиля.

И вот настал, наконец, момент, когда сей несговорчивый демон потребовал человеческой жертвы. Опьяненный жаждой золота вельможа убил крестьянского ребенка, положил в стеклянную вазу его руку, голову и глаза и передал своему коллеге-шарлатану. Баррон, однако, почему-то продолжал гневаться, и алхимик закопал расчлененные останки жертвы.

Считается, что Жиль де Рэ умертвил множество детей, но только этот вышеописанный случай был установлен доподлинно и фигурировал в материалах суда. И неизвестно, сколько бы еще продолжались опыты Синей Бороды, если бы герцог Бретонский и Жан де Малеструа, епископ города Нанта, не решили отправить маршала на костер. С выгодой для себя. Оба они владели частью земель Жиля де Рэ, которые маршал им продал.

Возможно, никакого процесса и не было бы, если бы не один пункт договора: маршал оставлял за собой право в течение шести лет выкупить свои поместья за ту же сумму, что получил при продаже. Разумеется, и герцогу, и епископу вовсе не хотелось расставаться с этими землями, поэтому и возникла нужда в серьезном поводе для судебного преследования.

Буйный нрав Жиля де Рэ вскоре предоставил такой повод. Маршал продал один из своих замков казначею герцога, а тот передал право владения своему брату, Жану де Феррону, - лицу духовному, а, следовательно, неприкосновенному. Между ним и Жилем возникла вражда, и в Троицын день 1440 года де Рэ ворвался в церковь, где причащался Жан, схватил его и, заковав в кандалы, бросил в темницу Тиффожа.

Войска герцога вскоре осадили замок, маршал был вынужден отпустить пленника и явиться с повинной в ставку своего сюзерена - город Жосселен. Удивляют, правда, два обстоятельства. Согласно летописям, Жиль де Рэ заслужил прощение, хотя это шло вразрез с экономическими интересами герцога. Второй момент вообще удивителен: даже в городских условиях маршал не прекратил своих занятий, с помощью Прелати умертвив еще нескольких детей.

Возможно, герцог просто вел хитрую игру: ведь помимо светских властей под Жиля де Рэ активно копали церковники. Комиссары Нантского епископа сумели собрать достаточно свидетельских показаний о похищениях и убийствах детей, сатанинских обрядах и тому подобных вещах, чтобы начать против Жиля де Рэ судебный процесс.

19 сентября 1440 года состоялся первый допрос маршала де Рэ. Все его слуги, включая Прелати, были арестованы и к следующей явке Жиля де Рэ в суд дали показания. На заседании 8 октября был представлен устный перечень обвинительных пунктов, затем дело было распределено между двумя судебными комиссиями. Епископ и инквизитор должны были судить маршала за вероотступничество и связь с демонами; еще один епископ отдельно, выполняя роль светского судьи, обязан был вынести приговор по обвинениям в противоестественных сексуальных преступлениях и святотатстве, так как эти грехи не подпадали под юрисдикцию инквизиции. Об алхимии ничего сказано не было - эта наука официально запретной не считалась.

Жиль де Рэ отказался признавать суд, а также принести присягу. Несмотря на это, 13 октября обвинения были изложены письменно по 49 пунктам! Маршал де Рэ назвал их лживыми и после неоднократных отказов от присяги был отлучен от церкви.

И вот с этого-то момента и начинаются загадки. Трудно понять, что же произошло дальше. Когда через два дня обвиняемый появился в суде, то, казалось, это был уже совсем другой человек.

Прежде гордый и надменный маршал смиренно признал судьями и инквизитора, и епископа. Плача и вздыхая, он просил о снятии с него отлучения и наконец сознался в преступлениях, в которых его обвиняли. Причем - и это доподлинно установлено - признание было сделано Жилем де Рэ добровольно, то есть без предварительных пыток. В этот можно верить, т.к. пытки не считались чем-то зазорным и фиксировались в документах без всякого стеснения.

Впрочем, многие источники, в том числе и "Википедия", утверждают, что пытки все- таки были, и неоднократные.

22 октября Жиль де Рэ выразил необычное желание: он хотел, чтобы его показания были зачитаны всенародно, надеясь, по его словам, подобным смирением заслужить прощение Господа. Обратившись к присутствующим, он умолял их молиться за него и просил прощения у родителей, детей которых он убил.

Наконец, 25 октября обвиняемый выслушал приговор. После того как инквизитор и епископ провели закрытое совещание с экспертами, ими были оглашены оба постановления. Жиль де Рэ осуждался как вероотступник, виновный в вызывании демонов, а также за преступления против человеческой природы и нарушение неприкосновенности лиц духовного звания. В наказание за свои преступления Жиль де Рэ должен был быть повешен и сожжен.

Казнь назначили на следующий день, причем вместе с маршалом на виселицу шли двое его слуг - Гриар и Корилло. На месте казни Жиль де Рэ старался приободрить своих товарищей по несчастью, ручаясь за скорую встречу с ними в раю. Все трое громко заявили, что с радостью идут на смерть, искренне веруя в милосердие Божие.

Осужденных заставили подняться на помосты, под которыми были сложены поленницы дров. Затем подпорки выбили, а когда тела повисли, зажгли костры. Двое слуг сгорели, но труп де Рэ, веревка на шее которого перегорела, упал и был вынесен из огня родственницами, которые устроили ему торжественные похороны. Однако они не захотели оскорблять его гробом фамильные склепы, и тело Жиля де Рэ обрело покой в монастыре кармелиток, расположенном на окраине Нанта.

Да, но причем тут Синяя Борода? - спросите вы. Откуда это прозвище, намертво прилипшее к Жилю де Рэ? На сей счет имеется несколько версий.

Хотя у Жиля была всего одна жена, к тому же пережившая чудовище-мужа, в народе упорно говорили, что некий демон перекрасил в ярко-синий цвет роскошную русую бороду маршала - за то, что он отправил на тот свет семь своих жен.

Вот за это-то как раз и нужно сказать "спасибо" Шарлю Перро, который переработал французскую сказку-легенду о коварном муже - убийце многих своих жен и любовниц - и впервые опубликовал в книге "Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями" в 1697 году, через двести пятьдесят лет после реальных событий.


 


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 2

0  
Zvezdoletchik 10.05.2016 02:33 [Материал]
Жаль мужика, попал под влияние проходимцев. Люди чести иногда как дети. Верят другим на слово и это порой до неузнаваемости уродует их личность. Личность боится смерти, поэтому все шарлатаны первым делом обещают бессмертие. Но бессмертие хитрая штука. Теоретически, при высоком духовном развитии, человек может сам управлять своей жизнью т.е. жить на земле сколько сочтет нужным. Правда, при таком высоком уровне развития, личность понимает, что нужно идти вперед а не сидеть в памперсах до старости. Исключение, созерцатели. У них свой путь познания.
0  
Bad4 07.05.2016 07:17 [Материал]
Как жеж на Петра I похож...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Последние комментарии
Земля может быть разумным существом
Гипотеза Геи, значит.
Идея интересная и, в то же время ведь довольно тривиальная. 100% этот Д (от Rosto)

Археологи выяснили, что амазонки-воительницы из греческим мифов жили на древнем Кавказе
Амазонки это конечно же не высокие горы это степи и долины среди гор. (от Везунчик)
Земля может быть разумным существом
Тут не все так просто. Слог ма и означает земля в финских языках ,отсюда мадьяры -землидельцы ,так н (от Везунчик)
Земля может быть разумным существом
Доброго времени всем ! Очень давно был такой муж от науки Джеймс Лавлок и им была довольно четко сфо (от Inoy)