/ Новости сайта / Космос / На Венере господствует «электрический ветер»
21.06.2016

На Венере господствует «электрический ветер»

На Венере господствует «электрический ветер», достаточно мощный, чтобы удалить из верхних слоев атмосферы планеты компоненты воды – и этот механизм мог играть значительную роль в исчезновении океанов с поверхности планеты, согласно новым результатам ученых миссии Venus Express Европейского космического агентства.

Исследование планеты Венеры показало, что она схожа с Землей в отношении размеров и гравитации, и существуют доказательства того, что в древности на её поверхности существовали океаны воды. Однако при температурах на поверхности порядка 460 градусов Цельсия все океаны со временем испарились, и в настоящее время Венера является непригодной для жизни. Тем не менее, в толстой атмосфере Венеры, плотность которой превышает плотность атмосферы Земли примерно в 100 раз, находится от 10000 до 100000 раз меньше воды, чем в атмосфере Земли. Очевидно, воздействие какого-то таинственного фактора приводит к удалению из атмосферы планеты всего этого пара, и в настоящее время ученые склоняются к версии, по которой ранние водяные пары диссоциировали на водород и кислород: легкий водород покинул атмосферу Венеры, в то время как кислород окислял горные породы на протяжении нескольких миллиардов лет. Кроме того, свой вклад в потерю воды планетой вносили и потоки заряженных частиц солнечного ветра, уносящие с собой водород и кислород из атмосферы.

Однако в новом исследовании, финансируемом НАСА, ученые миссии Venus Express во главе с Глином Колллинсоном из Центра космических полетов им. Годдарда, США, обнаружили, что значительно большую роль, чем предполагалось, в удалении воды с поверхности Венеры мог сыграть «электрический ветер», вызываемый электрическим полем планеты.

Команда измерила электрическое поле Венеры при помощи электронного спектрометра, компонента инструмента ASPERA-4, установленного на борту зонда Venus Express. Неожиданно для себя ученые обнаружили, что это поле очень мощное – мощнее, чем его аналог на Земле не менее чем в пять раз.

Авторы работы считают, что эти результаты имеют большое значение не только для изучения Венеры, но и могут объяснять потерю Марсом его атмосферы в космос, так как аналогичные процессы могут протекать на поверхностях и других планет земной группы.

Исследование вышло в журнале Geophysical Research Letters.