/ Новости сайта / Космос / Астрономы обнаружили сверхяркую сверхновую, взорвавшуюся дважды
29.07.2016

Астрономы обнаружили сверхяркую сверхновую, взорвавшуюся дважды

В новом исследовании ученые наблюдали, как сверхновая редкого типа, так называемая сверхяркая сверхновая, вспыхнула не один, а два раза, что является нехарактерным явлением для звезд этого типа и может быть связано с особенностями формирования этого конкретного космического объекта.

В недавние годы учеными был открыт и начал активно исследоваться новый тип сверхновых, более ярких и сверкающих на небе более продолжительное время, по сравнению с другими сверхновыми. Этот класс взрывающихся звезд получил название сверхяркой сверхновой. Хотя в настоящее время известно лишь несколько десятков взрывов звезд это класса, в новом исследовании ученые во главе с Мэтью Смитом из Саутгемпетонского университета при помощи телескопа Gran Telescopio CANARIAS (GTC) наблюдали сверхяркую сверхновую DES14X3taz, начиная с первых моментов её формирования. Результаты наблюдений выявили необычное поведение этой сверхяркой сверхновой, состоящее в том, что основному максимуму светимости звезды предшествовал ещё один максимум, который через несколько дней сменился спадом светимости.

Для объяснения наблюдательных данных авторы работы провели дополнительные наблюдения, и на основании полученных в результате этих наблюдений данных выдвинули гипотезу, согласно которой наиболее вероятным объяснением двойной вспышки сверхяркой сверхновой DES14X3taz является рождение магнетара – нейтронной звезды с очень мощным магнитным полем. Процессы, протекающие при формировании этих остатков сверхновой, хорошо согласуются с картиной двойного максимума светимости, при этом первому максимуму соответствует отхождение в космос большого газового «пузыря», а второму максимуму – нагревание излучением, испускаемым остатками звезды, этой отходящей газовой оболочки, отмечают авторы.