/ Новости сайта / Медицина и здоровье / Литий лечит психические расстройства
20.10.2016

Литий лечит психические расстройства

Оценка: 0.0    1968 1 Медицина и здоровье
Литий, один из ключевых элементов древних минеральных источников, оказался эффективным средством в борьбе с расстройствами психики. Ученым удалось выяснить, как именно литиевая терапия влияет на мозговые клетки и способна ли она вернуть человеку состояние душевного равновесия.

Еще во втором веке нашей эры греческий врач и философ Гален советовал пациентам, страдающим от душевных расстройств, купаться и пить воду из горячих источников. Современные ученые давно полагали, что рецепт Галена куда больше, чем плацебо. Литий, который часто содержится в минеральных источниках, получил признание как эффективный стабилизатор настроения при биполярных расстройствах психики уже несколько десятилетий назад, однако то, как именно достигается терапевтический эффект, стало известно совсем недавно.

Команда нейробиологов под руководством Бена Чейетта из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провела исследования и выяснила, что литий положительно воздействует на «шипы» дендритов — отростки нервных клеток, благодаря которым и осуществляется передача нервных сигналов. Литиевая терапия восстановила значительное число нервных клеток у лабораторных мышей, которые были носителями генетических мутаций, аналогичных тем, что встречаются у страдающих аутизмом, шизофренией и биполярным расстройством людей. Об этом они сообщили в статье, опубликованной сегодня в журнале Molecular Psychiatry. Терапия не только восстановила нервные клетки, но даже сняла симптомы заболевания: у мышей исчезла пониженная мотивированность, высокий уровень тревожности и нормализовались социальные взаимодействия со здоровыми особями.

«Исследование доказывает, что между способностью лития изменять не только поведенческие отклонения, но и дендритные аномалии позвоночника, существует корреляция. Мы можем заключить, что расстройство психики может быть так или иначе связано с нарушением нервной структуры в области позвоночника», заявил Скотт Содерлинг, нейробиолог из Университета Дьюка в Северной Каролине. За последние 2 десятилетия ученые нашли множество доказательств того, что психические расстройства могут быть связаны с неправильным развитием мозга. В частности они обнаружили отклонения в численности синаптических связей и форме нейронов у больных. Внутриклеточный сигнальный путь Wnt может пролить свет на эффективность литиевой терапии: литий блокирует фермент GSK-3 β, который является ингибитором на пути Wnt. Увеличив таким образом число нервных сигналов Wnt, литий и производит лечебный эффект при психических заболеваниях, в которых Wnt играет важную роль.

Ученые проводили несколько параллельных исследований, чтобы выяснить достоверность своего биохимического заключения. Они сравнили геномы 9554 людей с биполярным заболеванием, аутизмом или шизофренией с таковыми у 11,361 непораженных лиц, обнаружив различия в генетической последовательности одной из форм DIXDCI, другого ключевого гена на пути Wnt. Изменения были редки в обеих группах, но они были примерно на 80% больше общего показателя, что позволило предположить, что мутации повышают риск развития расстройств психики.

Если литиевая терапия оправдает себя, она может стать весьма эффективным лекарством в борьбе с психическими отклонениями и помочь социализироваться многим пациентам.

Анубис 20.10.2016 08:36 [Материал]