Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 309
Пользователей: 301
Новых: 8
Селев, Круекало, Argon, Leming, kvantic, Звента, Dastan, eprst999
Главная » 2016 » Октябрь » 28 » Палеонтологи впервые откопали окаменелый мозг динозавра
Палеонтологи впервые откопали окаменелый мозг динозавра

Впервые в истории науки в Великобритании палеонтологи обнаружили окаменелые ткани мозга динозавра, принадлежавшие, вероятно, игуанодону или другому утконосому ящеру, жившему на территории Европы в меловом периоде, говорится в статье, опубликованной в журнале Геологического общества Лондона.

"Мы думаем, что этот динозавр погиб в окрестностях или внутри небольшого водоема, и его голова оказалась погребена в иле и песке на дне. Так как вода в этом пруде содержала в себе крайне мало кислорода и была очень кислой, мягкие ткани мозга были "замаринованы" и смогли окаменеть еще до того, как все тело динозавра было погребено под осадочными породами", — рассказывает Дэвид Норман (David Norman) из Кембриджского университета (Великобритания).

Норман и его коллеги совершили эту уникальную находку благодаря палеонтологам-любителям, которые проводили раскопки в окрестностях городка Бексхилл на юге графства Сассекс, у берегов Ла-Манша, в 2004 году. Один из них, Джейми Хискокс (Jamie Hiscocks), обнаружил там любопытную окаменелость, напоминавшую по форме мяч для игры в регби.

Через некоторое время этот "мяч" попал в руки Нормана и его коллег по университету, которые поняли, что Хискоксу удалось найти настоящую палеонтологическую драгоценность – окаменевшие останки мозга утконосого динозавра, жившего на территории будущих Британских островов примерно 133 миллиона лет назад, в начале Мелового периода.

В то время Европа распалась на набор из множества островов, отделенных друг от друга небольшими и мелководными проливами. Британия в то время представляла собой достаточно крупный остров, на котором господствовал засушливый климат и связанные с ним степи и полупустыни. Источников пресной воды, по всей видимости, тогда было мало, и многие водоемы в особо жаркие периоды пересыхали, превращаясь в очень соленые и бескислородные лужи.

В одной из таких луж, как выяснили Норман и его коллеги после изучения окаменелости из Сассекса, погиб игуанодон – крупный утконосый динозавр – или один из его ближайших родичей, живших в Британии в начале мелового периода. Необычный химический состав "кислотной лужи", куда попали его останки, сохранил для нас внутреннее устройство его мозга.

Просветив данный "мяч для регби" при помощи сканирующего электронного микроскопа, британские ученые смогли увидеть кровеносные сосуды внутри мозга, его внутренние и внешние оболочки, намеки на различные слои коры, а также некоторые отделы мозга.

Их изучение показало, что мозг динозавров не был примитивно устроенным и  что даже у относительно простых травоядных "ящеров ужаса" он был больше похож на мозг птиц и крокодилов, чем на мозг ящериц. Это проявлялось в том, что большую часть его объема занимала нервная ткань, а не сосуды, на чью долю обычно приходится свыше половины мозга у ящериц, а также то, что мозг динозавров занимал всю их черепную коробку.

"Так как мы не можем рассмотреть полушария, мы не можем определить, насколько большим был мозг игуанодона. Возможно, что динозавры на самом деле обладали более солидным мозгом, чем мы привыкли считать, но одной окаменелости для совершения такого вывода явно недостаточно. Что самое главное – она показывает, что ткани мозга могут превращаться в камень при правильных условиях, и эта находка, как я надеюсь, будет лишь первой из множества подобных окаменелостей", — заключает Норман.

Сосуды внутри мозга динозавра