/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученый усомнился в присутствии инопланетян в созвездии Лебедя
13.11.2016

Ученый усомнился в присутствии инопланетян в созвездии Лебедя

Астроном Брайан Лаки считает, что уникальность необычной тускнеющей и моргающей звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя, аналогов которой астрономы так и не нашли, нельзя объяснить наличием внеземной цивилизации рядом с ней, говорится в статье, опубликованной в электронной библиотеке arXiv.org

В середине октября 2015 года астрономы из Йельского университета рассказали о необычных флуктуациях в яркости звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя, сила свечения которой два раза снижалась почти на четверть в последние 7 лет. Эти "моргания" впервые указали на возможность присутствия в ее окрестностях так называемой сферы Дайсона, уловителя энергии звезды, созданного сверхразвитой цивилизацией инопланетян.

Изначально ученые предполагали, что такое "моргание" звезды могло быть вызвано роем комет, закрывших ее свет от наблюдателей на Земле, однако в январе 2016 года американский астроном Брэдли Шефер обнаружил, что яркость KIC 8462852 непостижимым образом упала на 0,16 звездных величины за последний век, что поставило под сомнение эту теорию. Впоследствии ученые, работающие с телескопом "Кеплер", подтвердили то, что яркость этого светила падает.

Одна ли эта звезда во Вселенной?

К спорам вокруг того, что представляет собой "звезда Табби", как сейчас называют это светило по имени ее первооткрывательницы Табеты Бойяджиан, присоединился Брайан Лаки (Brian Lacki) из университета Огайо (США), молодой астроном, получивший известность за свои необычные идеи о принципиальном отсутствии сверхразвитых инопланетян (так называемых "цивилизаций Кардашева III типа", подчинивших себе энергию целых галактик).

Лаки подошел к этой проблеме, переформулировав классический вопрос, который мы задаем себе, глядя на космос – одиноки ли мы во Вселенной? Он поставил его следующим образом – какова вероятность обнаружения звезды, подобной KIC 8462852, и как много подобных объектов и случаев их потускнения человечество должно было обнаружить, если такой характер поведения светила объясняется некими естественными факторами.

За последний год ученые выдвинули около десяти разных гипотез, которые объясняют "моргание" и потускнение KIC 8462852 разными природными факторами, в том числе вышеупомянутыми "роями" комет или астероидов, или другими, более экзотическими сценариями, такими как действие коричневого карлика или наличие межзвездных потоков астероидов. Каждый из них Лаки рассмотрел отдельно и попытался понять, как часто звезды с подобным поведением встречаются в нашей Галактике.

Его расчеты и наблюдения за свыше 160 тысячами других звезд при помощи "Кеплера" показывают, что, если колебания в яркости KIC 8462852 были вызваны некими природными факторами, то за последние сто лет астрономы должны были увидеть сотни или даже тысячи таких звезд, и сами светила должны были пережить огромное число таких потускнений и затенений.

Причуда природы

Этого не произошло, что говорит о том, что KIC 8462852, скорее всего, является уникальным объектом, случайно найденным "Кеплером", и что его поведение вряд ли обусловлено какими-то известными или мыслимыми нами процессами. Иными словами, ни один космический процесс, описанный астрономами при попытках объяснить поведение KIC 8462852, не может происходить так часто, как того требуют расчеты Лаки.

Лаки сомневается в том, что в окрестностях "звезды Табби" строится сфера Дайсона – ее обладатели, как аргументирует ученый, должны давно были освоить межзвездные полеты и колонизировать другие звезды, сделав их поведение похожим на то, как "моргает" KIC 8462852. Кроме того, некоторые из периодических морганий можно было бы объяснить только тем, что владельцы этой сферы периодически разбирали и пересобирали ее, что крайне маловероятно.

Какие иные варианты остаются? Возможно, как считает Лаки, что астрономы просто не до конца понимают все процессы, происходящие в недрах звезд, и приписывают колебания в яркости KIC 8462852, порожденные процессами внутри самого светила, каким-то "внешним" факторам вроде роя комет или инопланетян. Если говорить об инопланетянах, то единственный возможный вариант — некий рой живых "космических деревьев" на орбите вокруг "звезды Табби", чья гигантская колония периодически загораживает ее свет на пути к Земле.

Другая "естественная" гипотеза, которая не противоречит таким расчетам – наличие каких-то структур в межзвездной среде, периодически загораживающих свет KIC 8462852 на пути к Земле. Отсутствие других подобных пар структур и звезд в каталоге "Кеплера", по словам ученого, объясняется тем, что он "смотрит" не на диск Галактики, где светила и малые небесные тела встречаются часто, а на ее внешние части, где их относительно мало.

С другой стороны, такие объекты – облака пыли или обломков – должны быть неправдоподобно разреженными для того, чтобы объяснять поведение KIC 8462852. Соответственно, интрига вокруг "звезды Табби" сгущается – пока у Лаки и других астрономов нет правдоподобного объяснения поведению этого светила.

V@sh 13.11.2016 13:18 [Материал]
Странно, что упирают на "сферу Дайсона" dry У Ларри Нивена описан куда более перспективный проект "Мир-Кольцо". Почти тоже самое, но строить и поддерживать проще. Тогда это кольцо может перекрывать свет звезды от нас периодически, если ось вращение звезды не перпендикулярна орбите Земли(а с чего ей быть перпендикулярной?).
l7yzo 13.11.2016 10:41 [Материал]
А что они говорят о присутствии их тут на Земле оО ?)
Silat 13.11.2016 10:38 [Материал]
Все эти многолетние (но СПЕЦИАЛЬНО БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ) поиски "внеземного разума" в бескрайних просторах - хорошо продуманная ТМП программа-отвлекуха. Вот мол ... мы все ищем и ищем ... А их все нет и нет ... Анубис прав. Таких шпионов наверное много сидит и в правительствах, и в ВПК, и в Учены Советах АН.
Анубис 13.11.2016 10:23 [Материал]