/ Новости сайта / Археология / Ямальскую мумию мальчика перевели в 3D
20.01.2017

Ямальскую мумию мальчика перевели в 3D

Оценка: 0.0    1395 0 Археология
К уникальной находке, обнаруженной в 2015 году в Зелёном Яру Приуральского района, сохраняется высокий интерес в научном мире России и зарубежья.

Знаменателен сам факт того, что останки хорошо сохранились, не говоря уже о том, насколько глубоко в прошлое позволяют заглянуть современные методы исследования. Этим и воспользовались отечественные и южнокорейские ученые.

Напомним, что еще в ноябре 2015 года в Салехарде побывал профессор Пётр Сломинский, заведующий лабораторией молекулярной генетики наследственных заболеваний Института молекулярной генетики РАН. Доктор биологических наук взял пробы, чтобы попытаться выделить ДНК у погребенного семилетнего мальчика и девочки, обнаруженной в 2000 году.

Нынешним летом Пётр Андреевич вернулся на Ямал с другим проектом. Рассказал, что генетический анализ средневековых мумий застопорился – пока выделить макромолекулу не получилось. Вероятно, всему виной береста, в которую были завернуты хорошо сохранившиеся останки мальчика. Этот кокон оказался агрессивной средой из-за выделения гуминовых кислот…

Зато летняя поездка увенчалась успехом. Пётр Сломинский и его помощники взяли по пять кубиков венозной крови у 60 коренных жителей: ханты, коми-зырян, ненцев. «Донором» стал и главный редактор газеты «Няръяна Нгэрм» Хабэча Яунгад.

Все вместе они теперь потенциальные участники проекта «Российские геномы», инициированного Санкт-Петербургским государственным университетом. Подробности, возможно, узнаем уже после Нового года. А пока мы выяснили судьбу других исследований, связанных со средневековым мальчиком, ведь с ним работали и представители Санкт-Петербурга.

Пробы взял микробиолог Артемий Гончаров, заведующий лабораторией геномики микроорганизмов Института экспериментальной медицины. Но, как сообщил Александр Гусев, младший научный сотрудник сектора археологии Научного центра изучения Арктики, пока коллеги из Северной столицы не порадовали результатами. Нет вестей и от южнокорейских ученых из Сеульского национального университета. Зато сибирякам есть чем поделиться.

– В мае приезжал специалист Томского государственного университета Михаил Вавулин, который провел полное 3D-сканирование тела ребенка и сопровождающих захоронение предметов.

Недавно он предоставил получившуюся модель. Ее можно использовать как для научных целей, так и для демонстрации в музее, – прокомментировал Гусев.