/ Новости сайта / Космос / Метеорные потоки со временем искривляются
11.03.2017

Метеорные потоки со временем искривляются

Новые исследования, проводимые в рамках проекта CAMS (Cameras for Allsky Meteor Surveillance), показали, что метеорные потоки гораздо сложнее, чем полагали ученые. Выяснилось, что со временем потоки меняют траекторию движения вокруг Солнца, а не следуют по одному пути, как считалось ранее.

Сдвиги траекторий метеорных потоков отчетливо видны на новой анимации, опубликованной на официальном сайте проекта, средства на реализацию которого собирают всем миром. На анимации запечатлены траектории движения через Солнечную систему более 45 метеорных потоков.

Как поясняют специалисты, метеорные потоки возникают, когда Земля проходит через пыль и обломки на орбитах астероидов и комет, которые пересекают солнечную систему. Весь этот космический мусор сгорает в атмосфере Земли, что наблюдатели традиционно расценивают как «падающие звезды».
В определенную ночь кажется, что все метеоры из метеорного потока движутся по направлению к Земле из одной определенной точки небосвода, которую называют «источником». Многие наблюдатели считают ее постоянной для каждого метеорного потока. Так, например, наблюдателям с Земли представляется, что Персеиды во время своего пика исходят из созвездия Персея. Однако новое исследование показывает, как кажущиеся источники метеоров блуждают по метеорному потоку, сообщает портал Space.com.
По словам руководителя проекта Питера Дженнискенса, представляющего Институт SETI и Исследовательский центр Эймса НАСА, ученым впервые удалось получить наглядную демонстрацию того, как метеорный поток выглядит в космосе, составляя часть Солнечной системы.

Наблюдения за метеорными потоками в рамках проекта CAMS, который возглавляет Дженнискенс, начались в 2010 году. За это время видеокамеры, работающие при низких уровнях освещенности, зарегистрировали траектории более 300 тысяч метеоров. Объединив все траектории, исследователи смогли визуализировать потоки комет (и некоторых примитивных астероидов) в Солнечной системе и установить, как ежегодно меняются траектории потоков и их направление подхода относительно Земли, что заставляет потоки «блуждать» по ночному небосводу.

Метеорные потоки движутся по небу отчасти потому, что Земля перемещается по изогнутой орбите по мере прохождения через поток. Однако даже учитывая этот фактор, выяснили исследователи, некоторые метеорные потоки также движутся. Наиболее заметны отклонения в траекториях краткосрочных метеоритных дождей, таких как Каппа Цигниды и Омикрон Эриданиды. Питер Дженнискенс считает, что такой эффект может быть связан с воздействием планет на метеорные потоки.

Что касается более продолжительных метеоритных дождей, чьи орбиты выходят дальше и в меньшей степени подвержены влиянию Юпитера (например, знаменитые Персеиды), они также непостоянны. Исследование показало, что источник тех же Персеид к концу метеоритного дождя несколько смещается по сравнению с самым его началом.

В общей сложности, ученые обнаружили 18 краткосрочных и 27 долгосрочных «блуждающих» метеоритных дождей. Ученый выразил надежду на то, что представленная визуализация вдохновит больше астрономов-любителей присоединиться к проекту и дополнить сеть метеоритных наблюдений.