/ Новости сайта / Космос / Астрономы наблюдают рождение «суперземли»
12.07.2017

Астрономы наблюдают рождение «суперземли»

Новая модель формирования молодых планетных систем предлагает решение давней проблемы, стоящей перед астрономами, начиная с того времени, когда новые технологии обнаружения и «охотники за планетами», подобные космическому телескопу НАСА «Кеплер» (Kepler), помогли открыть тысячи планет, расположенных на орбитах вокруг других звезд. Суть этой проблемы состоит в том, что в дисках молодых, формирующихся планетных систем звезд ученые обнаруживают в основном признаки формирования лишь крупных газовых планет, подобных Юпитеру, в то время как большинство открытых экзопланет во Вселенной, расположенных на орбитах вокруг «зрелых» звезд, относятся к категории так называемых «суперземель» - небольших каменистых планет, подобных Земле.

«Мы предлагаем сценарий, который ранее считался невозможным: когда суперземля может формировать в диске множественные щели, - сказал главный автор нового исследования Руобинг Донг (Ruobing Dong) из обсерватории Стюарта, США. – Впервые мы можем снять противоречие между таинственными особенностями протопланетных дисков, которые мы наблюдаем, и тем фактом, что во Вселенной доминируют планеты класса суперземель».

В своей работе исследователи построили модель, которая позволяет объяснить вид дисков звезд HL Тельца и TW Гидры, наблюдения которых проводились в 2014 и 2016 гг. соответственно при помощи радиообсерватории ALMA, исходя из того, что формирование структуры диска происходит под действием планет класса суперземель, а не более крупных планет, относящихся к различным классам газовых гигантов. В частности, модель воспроизводит две близко расположенные щели в диске, которые в действительности наблюдались ранее на снимках, сделанных при помощи обсерватории ALMA, однако не могли быть объяснены присутствием лишь одной суперземли. Основные отличия этой новой модели от более ранних моделей состоят в том, что в ней приняты более низкая вязкость газа в диске и присутствие в нем кроме газа еще и пыли.