/ Новости сайта / Тайны истории / Происхождение топора Ледяного человека поразило ученых
17.07.2017

Происхождение топора Ледяного человека поразило ученых

Оценка: 3.7    8562 3 Тайны истории
Мужчина, погибший в Эцтальских Альпах 5300 лет назад, продолжает рассказывать ученым невероятные подробности о жизни европейцев в медном веке. С тех пор, как его мумия была обнаружена в 1991 году, Ледяной человек получил имя – Эци, обзавелся собственным исследовательским институтом — EURAC-Institute for Mummies and the Iceman, а публикации интимных подробностей его жизни превратили Эци в современную знаменитость.

За четверть века исследований уникальной мумии ученые восстановили внешний облик Эци, выяснили его возраст на момент смерти (45 лет) и обстоятельства гибели в альпийских горах, узнали меню его последней трапезы и поставили ему диагноз «гастрит или язва», нашли его потомков по мужской линии и не нашли родных по матери, исследовали его татуировки, его одежду из «элитных» шкур и практичную обувь – пожалуй, Эци можно назвать самым изученным Homo Sapiens в мире.

До сих пор основное внимание ученых было сосредоточено на органике – источнике наиболее ярких и неожиданных открытий. Лишь относительно недавно исследователи перешли к изучению неорганических предметов, найденных рядом с телом. Один из таких артефактов – медный топор, древнейший из полностью сохранившихся инструментов эпохи энеолита. За 5300 лет в альпийских льдах не сгнила ни одна деталь, топор до сих пор выглядит как при жизни Эци: медное лезвие, прикрепленное к топорищу из древесины тиса с помощью кожаных лент и березового дегтя.

Медный топор с топорищем из тиса, найденный рядом с мумией Эци. Фото: South Tyrol Museum of Archaeology

Первые исследования доисторического топора проводились еще в начале 1990-х, но тогда ученые были вынуждены ограничиться внешним осмотром – современные неинвазивные технологии, пригодные для нужд археологии, появились только в начале 2000-х.

Время изготовления инструмента определили по органическим материалам, использованным для крепления лезвия к топорищу: данные радиоуглеродного анализа указывают на период между 3346 и 3011 годами до нашей эры.

В 2007 году ученые выяснили способ изготовления лезвия, изучив структуру металла методом нейтронной дифракции. Обошлось без сенсаций: доисторические металлурги использовали наиболее типичный и распространенный в то время способ – медное лезвие было отлито в двустворчатой форме без дополнительной механической обработки. Дальнейшие исследования показали, что топор Эци вовсе не был декоративным – инструмент часто использовался по назначению, а по мере износа мягкой меди кромку лезвия нагревали и «подковывали» для устранения деформаций.

Оставалось выяснить происхождение металла, однако разрешение на такое исследование ученые получили только в 2016 году. Проведение полного химического и изотопного анализа медного лезвия доверили специалистам по археометаллургии из университета Падуи, исследовательской группе под руководством профессора Джильберто Артиоли (Gilberto Artioli). В июле 2017 года года в журнале PLOS ONE были опубликованы результаты этого исследования. Судя по всему, Эци и его топор в очередной раз перевернули научные теории о жизни людей медного века.

Медь для топора Эци была добыта на юге Тосканы (центральная Италия), что оказалось полной неожиданностью для ученых. До сих пор археологи были уверены, что металл всех медных предметов IV тысячелетия до н.э., обнаруженных в Альпах, происходит либо из местных альпийских, либо из балканских месторождений (современные Южный Тироль-Трентино, Австрия, Германия, Словения, на Балканах – современные Сербия и Болгария).

Места добычи и пути торговли медью в Европе IV тысячелетия до н.э. считались хорошо установленными, однако результаты нового исследования однозначно говорят о том, что лезвие топора Эци сделано из металла, добытого в «нетрадиционном» месте, на юге Тосканы. Каким образом и в какой форме тосканская медь попала к Эци – в виде сырья или уже готового изделия – пока установить невозможно.

Верхняя отметка – место обнаружения мумии Эци в Тирольских Альпах, нижняя – область происхождения медного лезвия топора Эци. Расстояние между точками превышает 500 км. Изображение: Google Maps

Лезвие на 99,7% состоит из меди, но тщательный химический анализ показал достаточное содержание свинца для проведения изотопного анализа по этому металлу. Изотопный анализ свинца с помощью мультиколлекторной масс-спектрометрии считается весьма надежным методом определения происхождения сырья.

Медь с месторождений юга Тосканы отличается от всех прочих уникальной композицией изотопов свинца в своем составе, причем эта уникальная «подпись» сохраняется и в готовом изделии, после металлургической обработки. Сравнение изотопных «подписей» меди стало возможным благодаря долгой предварительной работе: в базе данных университета Падуи собраны образцы медной руды из всех регионов Европы и почти со всего мира.

Любопытно, что результаты, полученные по топору Ледяного человека, подтверждают недавние исследования из другой, не связанной с Эци области. Итальянские специалисты по археометаллургии уже несколько лет изучают древние разработки меди и медные находки на юге Тосканы для, так сказать, внутреннего пользования. Согласно их выводам, производство медных орудий на территории Тосканы началось еще в эпоху неолита. Таким образом, «итальянское» происхождение медного лезвия стало неожиданностью только для современных ученых, тогда как для самого Эци «посылка с юга» могла быть вполне обычным явлением.

Новые совокупные данные заставляют иначе взглянуть на пути распространения меди и социально-экономические связи в Европе IV тысячелетия до нашей эры.

В целом эти открытия соответствуют современному археологическому «тренду» — благодаря передовым технологиям исследователи все чаще находят подтверждение удивительной мобильности людей и товаров в глубокой древности. Недавно подобное открытие – правда, относящееся к более позднему бронзовому веку, — было сделано в Дании: на острове Лолланн нашли 3000-летний виноград.

tess 20.07.2017 15:31 [Материал]
сенсация, епт.
victordok 17.07.2017 23:16 [Материал]
полный бред .
бомжи .
и сейчас в лесаж живут ..
и что ?
Daara 17.07.2017 17:11 [Материал]
Что он делал этим медным топором?