/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые создали карту запасов пресной воды на Земле
01.06.2018

Ученые создали карту запасов пресной воды на Земле

Оценка: 5.0    2426 0 Наука и Технологии
NASA опубликовало карту и видео, где изображено состояние пресных водных ресурсов на планете и изменение их состояния за период с 2002 по 2016 годы. 15-летний период исследований выявил, что в районах Земли с влажным климатом увеличивается количество осадков, и они становятся ещё более влажными, а в сухих – учащаются периоды с засухами. Причинами эксперты называют человеческий фактор, изменение климата и естественные природные циклы.

Наблюдения за тенденциями в пресных ресурсах отслеживались в 34 регионах мира. Метеорологические и гидрологические параметры дополнялись многообразными космическими данными с нескольких спутников. К исследованию привлекалась геологическая служба США; изучались ирригационные карты и все опубликованные отчеты о деятельности человека, связанной с сельским хозяйством, добычей полезных ископаемых и деятельностью водохранилищ. Только на основе анализа комбинированных сопоставлений и сравнений данных ученым удалось получить полное представление о запасах и причинах изменения пресной воды на Земле.

Учёные рассказывают, что это первый случай столь комплексного исследования пресноводных ресурсов. Одна из ключевых целей заключалась в том, чтобы найти причины между изменениями в запасах наземных пресных вод, которые вызваны естественной изменчивостью (сезонностью дождей и засух, периодами, связанными, например, с Эль-Ниньо и Ла-Нинья), и тенденциями, обусловленными изменением климата или антропогенным воздействием, такими как откачка грунтовых вод из водоносного горизонта. На суше, где пресная вода является одним из наиболее важных ресурсов земли, она часто эксплуатируется людьми без продуманных просчётов на перспективу.

К примеру, с 2007 по 2015 годы в Калифорнии наблюдалась сильная засуха, сельскохозяйственные угодья нужно было постоянно орошать. В результате на поддержку ферм были направлены подземные грунтовые воды — около 4 гигантонн в год (гигатонна воды заполнит 400 000 олимпийских бассейнов). Тенденции к сокращению запасов пресной воды из-за необходимого орошения наблюдается и в Саудовской Аравии. Ежегодно с 2002 по 2016 годы в регионе «занимали»» по 6,1 гигатонны в запасниках грунтовых вод. Естественно, данный факт отражается на природно-климатическом состоянии территорий.

В ходе комплексного анализа были также выявлены крупные десятилетние изменения пресных вод, не связанные с деятельностью человека. Например, в бассейне Замбези и в дельте Окаванго (самый влажный участок Африки) объём воды увеличился в среднем на 29 гигатонн в год. Влажному периоду предшествовал 20-летний период с сухой погодой. Этот пример из серии естественной изменчивости, которая регулярно случается в этом регионе Африки.

Также исследователи обнаружили, что сочетание естественного и антропогенного факторов может привести к сложным малопредсказуемым сценариям в некоторых регионах планеты. Подобное наблюдается в северо-западной части Китая. Но чтобы изучить данную проблему пресной воды досконально 14 лет недостаточно. Нужна ещё информация, поэтому NASA намерена продолжить изучение темы. Распределение водных ресурсов на сегодняшний день наглядно представлено в видеоролике.