/ Новости сайта / Космос / Учёные разгадали тайну молний на Юпитере
08.06.2018

Учёные разгадали тайну молний на Юпитере

В то время как большинство молний на Земле сверкают в районе экватора, газовый гигант производит их на полюсах. Ученые предложили объяснение.

Атмосфера Юпитера пронизана штормами, поэтому нет ничего удивительного в том, что там постоянно происходят вспышки. Эта гипотеза подтвердилась в 1979 году, когда мимо планеты пролетел зонд «Вояджер-1». Новые данные о молниях собрал аппарат Juno, чью программу NASA продлило еще на несколько лет.

Астроном Шеннон Браун (Shannon Brown) из Космического агентства объяснил особенность Юпитера:

«Не важно, на какой планете вы находитесь, молнии всегда ведут себя как радиопередатчики: они отправляют радиоволны. Однако до Juno все записанные сигналы ограничивались либо изображениями, либо диапазоном радиочастот в килогерцах. Было множество теорий, объясняющих этот феномен, но ни одна из них не приблизилась к истине».

Дело в том, что частота земных разрядов измеряется в мегагерцах, то есть в тысячу раз превышает частоту молний Юпитера. Эту загадку ученые и не могли разгадать долгое время. Команда Брауна впервые зарегистрировала частоту вспышек газового гиганта в мегагерцах. Вот что он сам говорит об открытии:

«На Juno установлен микроволновой радиометр, способный обнаруживать радиоизлучения в широком диапазоне частот. Благодаря ему во время первых восьми полетов зонд выявил 377 вспышек. Он записал их в мегагерцевом и гигагерцевом диапазонах, что характерно для Земли. Мы считаем, это произошло из-за того, что Juno подлетел к молниям как никогда близко. К тому же мы искали частоту, которая легко проходит через ионосферу Юпитера».

Карта молний, обнаруженных Juno и другими зондами / Nature Astronomy

Однако у гиганта есть и другая удивительная особенность. Его молнии сверкают на полюсах, а не на экваторе, что характерно для Земли. Причина этого явления, по мнению специалистов, сводится к следующему. На нашей планете экватор — самое теплое место. Из-за конвекции теплый и влажный воздух поднимается, образуя грозы.

Юпитер находится от звезды на расстоянии, в пять раз превышающем дистанцию между Землей и Солнцем. Хотя экватор гиганта, как и на Земле, — самая нагретая часть, — излучения до него доходит в 25 раз меньше. Этого количества достаточно, чтобы уравновесить тепло, исходящее из недр планеты. На полюсах этот эффект отсутствует, поэтому горячие газы поднимаются в верхнюю часть атмосферы, что и вызывает штормы.

Ученые указывают, что на Северном полюсе молний больше, чем на Южном, и этому им еще предстоит найти объяснение.