Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 126
Пользователей: 125
Новых: 1
nakraiyvselennoi
Главная » 2018 » Октябрь » 25 » Ученые обнаружили систему газовых облаков вокруг далекой галактики
Ученые обнаружили систему газовых облаков вокруг далекой галактики

Сотрудники Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН при помощи крупнейшего российского телескопа изучили распределение и движение газа в галактике Маркарян-6 (Mrk 6). Впервые была обнаружена гигантская система из облаков ионизованного газа, протянувшаяся далеко за пределы галактики. Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) и опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Галактика Маркарян 6 находится примерно в 263 миллионах световых лет от Земли. Хотя исследования ее характеристик ведутся с 60-х годов прошлого века, основное внимание уделялось только центральной области. Астрономы САО РАН смогли рассмотреть самые внешние области галактики, в несколько раз более тусклые, чем были известны ранее. Mrk 6 относится к так называемым линзовидным дисковым галактикам, в которых большинство звезд сосредоточено в относительно плоском вращающемся диске, где обычно располагается газопылевая материя. Оказалось, что часть газа Mrk 6 находится далеко за границами звездного диска. Система ионизованных газовых облаков, напоминающая нити (филаменты), тянется на расстояния вплоть до 130 тысяч световых лет от центра.

Полученные учеными изображения показывают, что звездный диск однороден и симметричен, в то время как газ не только заполняет диск, но и простирается дальше в виде системы отдельных газовых облаков, подсвеченных конусом ионизирующего излучения. Используемый метод исследований (3D-спектроскопия) позволяет измерить скорость газа вдоль луча зрения в каждой точке изображения. Это позволило астрономам понять, что внутри звездного диска газ вращается в его плоскости, как это и бывает в большинстве галактик, а орбиты газовых облаков в наружных областях меняют положение, становясь почти перпендикулярными галактическому диску. Такое поведение указывает на внешнее происхождение газа — захват его галактикой из межгалактического пространства.

Конкретный источник газовых облаков пока не ясен. Ученые предполагают, что это остаток от карликовой галактики-спутника, разрушенной приливными силами Mrk 6. Однако пока никаких звездных структур, указывающих на бывшее существование спутника, не обнаружено.

"Обнаружение столь необычных структур в Mrk 6 интересно по двум причинам. Во-первых, есть много косвенных свидетельств того, что галактики собирают газ из внешней среды. Без этого не удается объяснить ряд особенностей строения, состава и эволюции галактик, но напрямую захват газа низкой плотности увидеть сложно. Вероятно, что наблюдаемая благодаря активному ядру газовая система — прямое свидетельство такого процесса. Во-вторых, подобное явление позволяет лучше изучить сам феномен активности ядра, понять, как его светимость, то есть темп захвата вещества центральной черной дырой, меняется со временем. Это связано с тем, что чем дальше от ядра находится газовое облако-экран, тем раньше должны были вылететь из галактического центра ионизовавшие его кванты жесткого ультрафиолета", — заключает ведущий научный сотрудник САО РАН, доктор физико-математических наук Алексей Моисеев.
Категория: Космос | Просмотров: 266 | Добавил: СМЕРШ | Рейтинг: 5.0/| Оценить