Земля. Хроники Жизни.

Онлайн всего: 62
Пользователей: 58
Новых: 4
FMagnum, dusty, l7yzo, Nataljahog
Главная » 2019 » Март » 20 » Астрономы открыли самую быструю "мертвую звезду" Галактики
Астрономы открыли самую быструю "мертвую звезду" Галактики

Американские астрофизики открыли необычную "мертвую звезду" — пульсар, разогнанный взрывом породившей его сверхновой до рекордной скорости. Описание открытия будет опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

"Скорость его движения — 1130 километров в секунду — такова, что в далеком будущем он сбежит из нашей Галактики. Что именно произошло с этим пульсаром, пока не совсем ясно, однако мы предполагаем, что его могли разогнать гидродинамические нестабильности, возникшие в сверхновой в момент ее взрыва", — заявил Дейл Фрейл (Dale Frail) из Национальной радиоастрономической обсерватории (США).

Подавляющее большинство светил вращается вокруг центра Галактики со скоростью не выше ста километров в секунду. Но с середины 2000-х астрономы открыли два десятка так называемых гиперскоростных звезд, которые движутся так быстро, что преодолели притяжение Млечного Пути и фактически покинули его.

Что заставило эти звезды стать космическими изгоями? Ученые считают, что они разгоняются до таких скоростей за счет гравитационного взаимодействия со сверхмассивной черной дырой в центре Галактики или в результате взрыва сверхновых в тесных двойных системах, расположенных неподалеку от этого гигантского объекта.

Другие варианты формирования таких звезд считались маловероятными, так как размеры и притяжение Галактики слишком велики, чтобы они могли разогнаться до сверхвысокой скорости просто при взрыве сверхновой в тесной паре светил. С другой стороны, в последние годы ученые открыли несколько необычных гиперскоростных звезд, движущихся явно не из центра Галактики и нарушающих это правило.

Фрейл и его коллеги обнаружили еще одну "неправильную" гиперскоростную звезду, когда изучали пульсары в рамках проекта Einstein@Home (объединяющего компьютеры многих тысяч любителей астрономии, согласившихся пожертвовать вычислительные ресурсы для анализа данных, которые собирает орбитальный телескоп "Ферми").

Внимание американских астрофизиков привлек пульсар PSR J0002+6216 в созвездии Кассиопеи — примерно в 6,5 тысячи световых лет от Земли. В отличие от большинства подобных объектов он расположен не внутри останков сверхновой или в относительно чистой области открытого космоса, а неподалеку от кокона взорвавшейся звезды.

Эта особенность "мертвой звезды" заставила Фрейла и его команду детально изучить как сам пульсар, так и облако раскаленного газа CTB 1, удаленное от него примерно на 50 световых лет. Первые данные и снимки с радиотелескопа VLA принесли массу неожиданных открытий.

Во-первых, оказалось, что PSR J0002+6216 движется с невероятно большой скоростью — 1130 километров в секунду. Это делает его вторым по скорости объектом Галактики — после US 708, обычной звезды главной последовательности, которая движется со скоростью 1200 километров в секунду.

Во-вторых, траектория движения пульсара говорит о том, что он родился в центре CTB 1 примерно 10 тысяч лет назад, когда его прародитель исчерпал запасы водорода и гелия и взорвался. Это в очередной раз ставит под сомнение предположение о том, что только сверхмассивные черные дыры могут выбрасывать звезды из галактик.

Как отмечают ученые, изначально пульсар двигался медленнее, чем расширялся кокон сверхновой, но скорость движения газа и пыли довольно быстро упала из-за взаимодействия с межзвездной средой. Это произошло примерно пять тысяч лет назад, о чем говорит яркий огненный след пульсара, возникший после его выхода из кокона сверхновой.

Как надеются Фрейл и его коллеги, последующие наблюдения за CTB 1 и PSR J0002+6216 помогут понять, что именно привело к катапультированию пульсара из Млечного Пути, и позволит раскрыть внутренние механизмы возникновения сверхновых.
Категория: Космос | Просмотров: 768 | Добавил: Maks | Рейтинг: 0.0/| Оценить |Источник:https://ria.ru