/ Новости сайта / Тайны истории / ДНК раскрывает историю монгольского нашествия
26.04.2019

ДНК раскрывает историю монгольского нашествия

Оценка: 0.0    2063 0 Тайны истории
Король или простолюдин, соплеменники или чужаки, ордынцы или русские – эти вопросы часто волнуют археологов, открывающих останки древних людей. Анна Тарасова, младший научный сотрудник Института археологии РАН, рассказывает о том, как генетика, а также другие естественные науки, помогают ученым точно отвечать на подобные вопросы.

Генописная летопись

За последние годы ученые многое узнали о жизни в Европе и других уголках мира в каменном, бронзовом и железном веках благодаря открытию методик извлечения ДНК из останков людей и животных, и своеобразному "слиянию" химии, физики и археологии, междисциплинарному подходу.

К примеру, недавно генетики выяснили, изучая геномы древних скифов и их лошадей, что этот народ вывел свою собственную породу скакунов, следов которых в ДНК современных лошадей не сохранилось. В прошлом году исследователи из Испании раскрыли историю первого "геноцида в Европе", сравнивая геномы первых фермеров и последних охотников субконтинента.

В других случаях, генетические "раскопки" позволяют историкам и археологам проверить истинность различных древних летописей, легенд или же современных теорий, описывающих природу тех или иных явлений.

"На древних некрополях ученые часто обнаруживают захоронения, где останки усопших расположены или поверх друг друга, или просто очень близко, образуя своеобразные группы погребений. Мы можем только предполагать, что так близко друг к другу хоронили членов одной семьи, родственников. Однако археологические и антропологические методы не позволяют нам говорить об этом с уверенностью", — объясняет Тарасова.

По ее словам, иногда бывает так, что наземные следы этих кладбищ оказываются давно сглажены. Зачастую ученые не могут сказать, как обозначалось место захоронения, например, в XII-XIII веках, чтобы родственники могли найти свой "родовой участок".

"Исследования останков, даже если на них находятся одинаковые признаки, также не дают основания утверждать, что эти признаки передались по наследству, а не явились, например, результатом какой-то случайной одинаковой мутации. Генетика помогла бы нам проверить и доказать наши предположения", — продолжает археолог.

К примеру, недавно западные ученые расшифровали ДНК древнеегипетских мумий, захороненных во времена Среднего Царства и во времена правления эллинов. Это помогло им доказать, что египтяне приходились близкими родственниками античных народов Ближнего Востока и первых обитателей Европы и не были связаны с обитателями глубинных регионов Африки.

Буквально месяц назад европейские археологи и генетики представили результаты первого масштабного изучения ДНК крестоносцев. Оказалось, что в их число входили не только европейцы, но и выходцы из Ливана и дети от смешанных браков между ними, что противоречит устоявшимся представлениям о том, как вели себя "воины веры" и какие следы они оставили на Святой Земле.

Открытия, связанные с археологией и генетикой, происходили и в России. За последние несколько десятилетий на территории нашей страны ученые нашли останки и генетические следы последних общих предков индейцев и коренных народов Сибири, живших в Иркутской области, нового вида древних людей, денисовцев, а также первых европейцев и носителей чумы.

В прошлом, исследования такого рода проводились только силами зарубежных научных коллективов с участием отечественных археологов и генетиков, так как собственных ресурсов и кадров такого типа в нашей научной среде не было.

Недавно этот пробел был восполнен благодаря появлению двух специализированных лабораторий в Московском Физтехе в Долгопрудном и в Институте цитологии и генетики СО РАН в Новосибирске, специализирующихся на молекулярно-генетических исследованиях материалов из археологических раскопок.

Теперь эти лаборатории, как рассказывает Тарасова, активно помогают отечественным археологам и антропологам раскрывать новые тайны истории, в том числе истории Древней Руси, о которых нельзя прочитать в летописях или в каких-то других письменных источниках.

"Мы начали сотрудничать с Харисом Харрасовичем Мустафиным и его коллегами по МФТИ благодаря счастливому стечению обстоятельств. Он был в курсе археологических раскопок экспедиции Института археологии в Ярославле и, как и многие, был очень впечатлен находкой массовых захоронений, которые удалось обнаружить в ходе наших работ", — вспоминает собеседница агентства.

Речь идет об одной из главных археологических находок текущего столетия, авторами которой стали ученые из Института археологии РАН. В 2004 году администрация Ярославской области приняла решение воссоздании в связи с празднованием тысячелетия Ярославля средневекового Успенского собора, построенного в начале XIII века и взорванного в 1937 году.

Перед постройкой нового собора ученые провели масштабные охранные раскопки, которыми руководила Ася Энговатова, заместитель директора Института археологии РАН. Буквально через год археологи нашли на территории, где предположительно находился этот храм, одно из самых больших массовых захоронений людей, умерших насильственной смертью. Всего за весь период раскопок, с 2005 по 2008 год, на территории центра древнего Ярославля открыты девять таких массовых захоронений.

Российские археологи, при содействии "Сколково", впервые смогли прочитать "родословную" среднеазиатской сабли времен нашествия Батыя, найденной на раскопках в окрестностях Ярославля в середине прошлого десятилетия.

Как отмечает Тарасова, российские археологи обнаружили в них останки порядка 270 человек. Когда эти кости изучили Александра Бужилова и Наталья Гончарова, а также другие известные антропологи, они обнаружили на костях черепа и других частях скелета этих людей различные травмы без следов заживления. Используя данные других естественных наук и письменные источники, ученые выяснили, какое именно событие привело к трагедии в результате которой столько погибло столько людей.

"Нам также было интересно узнать, кто были эти люди, жители средневекового города. Так получилось, что эти же мысли появились и у наших коллег генетиков. Главное, что у них были возможности для проведения исследований "палео-ДНК",— продолжает антрополог.

Кого постигла такая трагическая судьба? Историки и археологи давно считают, что в данных массовых захоронениях им удалось найти жертв монголо-татарского нашествия, погибших при осаде Ярославля зимой 1238 года, после того, как армии Батыя проникли на территорию Владимиро-Суздальской Руси и разгромили силы Юрия Всеволодовича, великого князя Владимирского, а также отряды мелких удельных князей.

Тонкий срез истории

"В летописях Ярославль упоминается через запятую, как один из взятых городов во время нашествия Батыя. У нас не было полной картины того, что происходило с городом, защищались ли его жители, мы не имели понятия обо всем ужасе его захвата, гибели детей и женщин, чьи тела были сброшены в сожженные постройки. Он открылся нам только после обнаружения этих массовых захоронений", — отмечает историк.

Эти останки ученые изучали как при помощи классических методик, которые историки и археологи применяют уже много веков, так и при помощи естественнонаучных подходов.

"Обычные методы археологии указали на то, что эти люди принадлежали к домонгольской эпохе в истории Руси и помогли нам примерно вычислить время погребения их останков. Естественнонаучные методы и многочисленные специалисты, вместе с которыми мы работали, помогли нам уточнить его", — объясняет антрополог.

Экспедиция Института археологии РАН во время раскопок в Ярославле впервые нашла печать первого удельного ярославского князя Всеволода Константиновича, правившего в начале XIII века.

В частности, ученые проанализировали структуру годичных колец, изучили обрывки тканей и одежды, найденных рядом с телами, и пришли к выводу, что древние жители Ярославля были убиты в один и тот же день в зимнее время в 1238 году.

"Мы собрали много археологических и естественно-научных данных и сопоставили их с историческими источниками. В чем-то наша работа напоминала то, что делают следователи, расследующие убийства. Мы даже привлекали энтомологов, специалистов по биологии насекомых, и вместе с ними изучали шкурки куколок мух, найденных рядом с останками", — вспоминает антрополог.

С другой стороны, все эти новые и старые методы не позволяют ученым понять, кем были убитые люди, приходились ли они друг другу родственниками, кем были их предки.

"Мы получили уникальную возможность, так как в антропологии и археологии крайне редко бывает, что мы получаем доступ к "одномоментному срезу". В данном случае, жители города погибли в один и тот же день, что позволило нам изучить то, кто жил в городе в домонгольское время", — объясняет Тарасова.

Сейчас, как отметила археолог, генетики из МФТИ ищут ответы на эти вопросы, изучая образцы останков древних жителей Ярославля, которые для них отобрали специалисты из Института археологии РАН. Всего будут проанализированы образцы тридцати мужчин и семнадцати женщин, живших в Ярославле в первой трети XIII века.

Ученые планируют всесторонне исследовать их генетическое наследие, однако сейчас они сфокусированы на решении одной конкретной задачи – изучении наличия родственных связей между погребенными в одном из массовых захоронений.

По словам Тарасовой, историков особенно интересовали останки из массового захоронения, названного в археологической документации как "сооружение №76". Оно отличалось тем, что яма для погребения в данном случае была выкопана специально, в то время как другие массовые захоронения представляли собой подклеты жилых домов, сгоревшие хозяйственные постройки и даже колодец.

"Рядом с этим захоронением было найдено погибшее в огне сооружение с большим количеством стеклянных браслетов явно не местного производства. Кроме того, на останках этих людей было обнаружено много предположительно передающихся по наследству признаков, что могло говорить о погребении здесь членов одной замкнутой группы, клана", — продолжает археолог.

Генетический анализ помог ученым подтвердить гипотезу о близком родстве людей из данного захоронения, но при этом также показал, что останки их родичей также покоились и в других массовых погребениях на территории центра средневекового Ярославля.

Подобный результат, как подчеркнула Тарасова, особенно важен с той точки зрения, что он стал одним из первых примеров, как российские археологи смогли проверить и доказать гипотезу, выдвинутую на базе одного набора археологических и антропологических данных, анализируя те же самые находки при помощи методов других наук.

А были ли варяги?

"Следующий этап нашей работы – изучить генофонд домонгольского Ярославля. Конечно, генотип всех индивидов мы изучить не сможем — на это потребовалось бы огромное количество средств и усилий, но уже то количество образцов, которое мы отобрали, поможет оценить генетическое разнообразие и понять, кто доминировал в городе", — отмечает Тарасова.

Ученых, в частности, интересует то, кто населял средневековый город, насколько велик вклад в его генофонд славянских, финно-угорских и, возможно, скандинавских компонентов.

Дискуссия о том, как формировались и кем населялись древнерусские города, длится уже довольно долго. Часть ученых считает, что изначально на территории города и его окрестностей жили финно-угорские народы, которые могли составлять какую-то часть горожан.

При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые нашли граффити, в которых был раскрыт список из 20 заговорщиков, убивших святого князя Андрея Боголюбского в 1174 году.

Другие, например покойный профессор Валентин Седов, предполагали, что славяне появились на территории Северо-Восточной Руси заметно раньше, чем были основаны некоторые города. Они жили бок о бок с местными финноязычными племенами и полностью ассимилировали их к XIII веку. Кроме того, не ясна доля скандинавов, явно присутствовавших в данном регионе в период активного формирования сети древнерусских городов.

"Классическая краниология не позволяет нам точно определить, насколько сильно они контактировали друг с другом. Генетика поможет найти ответы на эти вопросы и понять, участвовали ли в формировании населения города какие-то другие народы, помимо славян и финно-угров, насколько велико было разнообразие генофонда домонгольского города", — поясняет собеседница агентства.

Вдобавок, молекулярно-генетическое исследование образцов из Тимеревского курганного могильника, которое будет проводиться учеными из МФТИ, поможет провести "перепись населения" соседних с Ярославлем поселений более раннего времени и сравнить их генофонды. Эти данные помогут историкам уточнить, принимали ли участие в заселении Ярославля жители торгово-ремесленного и военного Тимеревского поселения.

Как подчеркнула Тарасова, ученые не ограничивают себя только лишь генетическими исследованиями, но и используют другие естественнонаучные методы для изучения тайн древнего Ярославля. Вдобавок, все останки и артефакты хранятся таким образом, что их можно будет повторно проанализировать, если появятся какие-то новые, еще более мощные инструменты для их изучения.

К примеру, недавно ученые получили грант и провели изотопные исследования костей из массовых захоронений для того, чтобы узнать, чем питались ярославцы в средневековье и в этой ли местности они родились. Как оказалось, большая часть из них родилась и выросла в окрестностях Ярославля, однако небольшая, но весомая часть усопших происходила из иных регионов Восточной Европы.

"Конечно, у всех методов есть свои ограничения: соотношение изотопов стронция может помочь определить только то, что какой-то человек родился не на территории Ярославля, а в какой-то другой местности. Люди, чьи родители или прародители переселились в Ярославль до их рождения, будут уже считаться местными, что не позволяет в полной степени оценить массовость миграций", — отмечает историк.

В перспективе ученые планируют изучить и сравнить не только генотипы жителей Ярославля времен монгольского нашествия, но и ярославцев более поздних исторических эпох. Это стало возможно благодаря раскопкам, которые экспедиция ИА РАН проводила на кладбище при церкви Иоанна Златоуста. Оно действовало на протяжении трех веков, начиная с XVI века и заканчивая концом XVIII и началом XIX века.

Оно также находится на территории исторического центра Ярославля. Изучение останков захороненных там людей поможет археологам понять, как развивался город на протяжении его тысячелетней истории и какую роль играли исторические события в эволюции его генофонда.

"Мы уже отобрали образцы останков из погребений на кладбище у церкви Иоанна Златоуста. Так как этот материал хорошо датирован, работа с ним может дать интересную новую информацию о жителях Ярославля в различные исторические периоды", — заключает Тарасова.