/ Новости сайта / Наука и Технологии / Статус самой древней реки мира Нилу обеспечила земная мантия
13.11.2019

Статус самой древней реки мира Нилу обеспечила земная мантия

Оценка: 5.0    785 0 Наука и Технологии
Итальянские и американские геологи нашли свидетельства того, что Нил существует уже больше 30 млн лет. Акватория и общие очертания этой реки почти не изменились за это время благодаря уникальной структуре земной мантии под северо-восточной частью Африки. Результаты исследования опубликовал научный журнал Nature Geoscience.

"Нил - самая длинная река на Земле, она не меняет своего облика миллионы лет. Многие коллеги считали, что Нил течет по своему руслу уже 6 млн лет, тогда как другие исследователи предполагали, что эта река приобрела знакомые нам очертания намного раньше. Мы показали, что Нил фактически не менялся на протяжении последних 30 млн лет", - пишут исследователи.

В отличие от Луны, Марса, Меркурия и других миров внутренней части Солнечной системы, недра Земли живые. Ее поверхность постоянно обновляется благодаря круговороту пород между корой и внутренними слоями литосферы, а также действию ветров, потоков воды и других источников эрозии.

Поэтому на поверхности Земли почти не сохранилось следов падения даже самых крупных астероидов, которые могли бы уничтожить всю жизнь, а также фактически всех следов древних рек, озер и морей, которые существовали десятки и сотни миллионов лет назад.

В частности, около 70-80 млн лет назад во время расцвета динозавров на месте современной Европы и Западной Сибири существовали мелководные моря, покрытые множеством островов, а примерно 5-6 млн лет назад Средиземное море почти полностью пересохло из-за того, что закрылся Гибралтарский пролив.

Клаудио Фачченна из Техасского университета в Остине и его коллеги из Италии и Израиля открыли еще один интересный пример того, как процессы в недрах Земли влияют на облик планеты. Исследователи изучали историю формирования Нила.

Вечная река

Как считают многие геологи, Нил возник примерно в то же время, когда Средиземное море начало пересыхать. Исчезновение гигантских запасов воды, по мнению сторонников этой теории, привело к резким изменениям в топографии территории современной Эфиопии и Египта, что развернуло древний прото-Нил на север. До этого он впадал в Красное море или тек на запад в сторону Гвинейского залива.

Другие ученые полагают, опираясь на возраст пород в разных уголках северо-восточной Африки и на топографию акватории Нила в целом, что эта река существует в неизменном виде заметно дольше. Фачченна и его команда нашел свидетельства в пользу этого, проводя раскопки в дельте Нила и в его верховьях в Эфиопии.

Геологов интересовала одна простая вещь - то, какая высота была у Эфиопского нагорья, где находятся истоки Нила, в прошлые геологические эпохи. Это позволило бы достаточно точно оценить возраст реки, сопоставив это значение с тем, как много отложений, похожих по химическому и минеральному составу на породы у истоков реки, накопилось на берегах и дне дельты Нила.

Оказалось, что высота Эфиопского нагорья резко увеличилась примерно 40-30 млн лет назад из-за того, что в то время всплыл так называемый плюм - вертикальный поток магмы, быстро поднимающийся к поверхности Земли из глубин ее мантии.

Его всплытие, как показали расчеты ученых, привело к двум вещам - вспышке вулканизма, которая породила современное Эфиопское нагорье, а также к запуску своеобразного геологического конвейера, который заставляет породы подниматься к поверхности у истоков Нила и опускаться в глубины Земли в районе его дельты.

Благодаря подобному устройству недр планеты Нил всегда тёк на север и фактически всегда выглядел так же, как и сегодня. Это касается, как заключают ученые, даже положения шести порогов, самых опасных участков русла вечной реки. Это еще раз подчеркивает ту роль, которую тектонические процессы могут играть в формировании и жизни крупных рек.