/ Новости сайта / Космос / Обнаружена еще одна опасность космического полета — обратный ток крови
15.11.2019

Обнаружена еще одна опасность космического полета — обратный ток крови

Длительное пребывание в космосе опасно нарушает кровоток в яремной вене, вызывая застойные явления, тромбы и даже течение в обратном направлении.

Условия космического полета не слишком подходят для нашего тела, и длительные пилотируемые экспедиции способны обернуться весьма серьезными проблемами со здоровьем. К самым опасным факторам космического пространства стоит отнести высокую радиацию и недостаточную гравитацию. Отсутствие нормальной силы тяжести нарушает распределение жидкостей в теле и влияет на кровоток. Новое исследование, проведенное на борту МКС, показало, что снабжение мозга кровью нарушается уже через пару месяцев полета. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале JAMA Network Open.

В работе американских ученых приняла участие и Ирина Алферова из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, руководящая группой медицинского обеспечения подмосковного ЦУПа. Наблюдения проводились на 11 космонавтах, которые пробыли на МКС в среднем около полугода. Перед полетом, на 50 и 150 день пребывания в космосе, а также через 40 дней после возвращения они проходили ультразвуковое исследование сосудов головы. У семи испытуемых обнаружились застойные явления, а то и вовсе — эпизодическое обратное течение крови во внутренней яремной вене.

Это крупнейший сосуд, выносящий кровь из черепа — от шеи, лица и, конечно, мозга. Более того, у одного космонавта во внутренней яремной вене сформировался тромб, а еще у одного он начал появляться по возвращении на Землю. Теоретически такое образование способно оторваться и попасть в легкие, приведя к тромбоэмболии их сосудов — опаснейшему состоянию, с которым на орбите лучше не встречаться.

«Это было очень неожиданно, — говорит глава группы исследователей Майкл Стенгер (Michael Stenger) из NASA. — Мы никак не думали увидеть остановку и реверсивное течение. Это совсем ненормально. На Земле при этом можно было бы ожидать широкой блокады (кровоснабжения мозга. — Прим. NS), или опухоли, или чего-то в этом роде». Ученые полагают, что нарушения кровотока во внутренней яремной вене могут стать еще одним серьезным вызовом для космической медицины и будущих длительных пилотируемых экспедиций.

Авторы отмечают, что улучшения кровотока у космонавтов можно добиться с помощью специальных систем для его стимуляции. Такие вакуумные «комбинезоны» (ПВК «Чибис») применяются на МКС для облегчения течения крови в нижних конечностях, но положительно сказываются на сосудах в других частях тела. Впрочем, для будущих длительных миссий этого явно недостаточно. Медикам еще предстоит оценить реальную опасность этой проблемы и найти эффективные средства ее решения до того, как люди отправятся на Марс и дальше.

validol 16.11.2019 06:21 [Материал]
Человек создан для существования на планете Земля. Для полёта на другие планеты нужна другая техника и способ защиты от ионизирующего излучения.
neft 15.11.2019 18:18 [Материал]
"еще одна опасность".И...где про остальные? А то народ не знает, почему никто не долетел до луны.А если долетел, то там и помер.
Космонавты не какают. У них проблема с этим, поэтому пища даётся такая, чтобы всасывалась в кишечнике, и гавно не образовывалось. В итоге прямая кишка, не дождавшись положенной ей каловой массы, отмирает. И через год начинается некроз тканей. Кишку отрезают, дают инвалидность, звание героя россии. И ничего вроде как страшного. Кишок у человека 9 метров, и люди живут ещё хуже.
А плохо то, что никто не говорит правду - человек умирает в невесомости. и никаких космических полётов без искусственной гравитации быть не может.
Второе - все разговоры о том, что человек с марса, венеры, альфы центавра и тому подобное - в мусор. Человек не может летать в космосе, и не может жить нигде, кроме планеты Земля. Никакой колонизации луны, марса никогда не будет.
А вот мышам всё равно. Они могут. И черви. И тараканы. И собаки.
fatjob 16.11.2019 01:17 [Материал]
у них какая-то особая кишка?
AstraVert 15.11.2019 15:38 [Материал]