/ Новости сайта / Космос / NICER НАСА создал первую карту поверхности пульсара J0030
13.12.2019

NICER НАСА создал первую карту поверхности пульсара J0030

Астрофизики перерисовывают хрестоматийное изображение пульсаров, плотных, вращающихся остатков взорванных звезд, благодаря "Исследователю внутреннего состава нейтронных звезд" (NICER), а также рентгеновскому телескопу на борту Международной космической станции. Используя более точные данные, ученые получили первые точные и надежные измерения - как размера пульсара, так и его массу, а также первую в истории карту горячих точек на его поверхности.

Рассматриваемый пульсар, J0030 + 0451 (сокращенно J0030), находится в изолированной области пространства на расстоянии 1100 световых лет в созвездии Рыбы. Измеряя вес и пропорции пульсара, NICER обнаружил, что формы и местоположения «горячих точек» на поверхности пульсара выглядят гораздо страннее, чем они считали ранее.

"Со своего рабочего места на космической станции NICER революционизирует наше понимание пульсаров", - сказал Пол Герц, директор отдела астрофизики в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. "Пульсары были открыты более 50 лет назад как маяки звезд, которые свернулись в плотные ядра, ведя себя не так, как все, что мы видим на Земле. С NICER мы можем исследовать природу этих плотных остатков способами, которые до сих пор казались невозможными».

Серия статей, в которых анализируются наблюдения NICER относительно J0030, опубликована в тематическом выпуске The Astrophysical Journal Letters и теперь доступна в Интернете.

Когда массивная звезда умирает, у нее заканчивается топливо, она коллапсирует под действием собственного веса и взрывается как сверхновая. Эти звездные смерти могут привести к нейтронной звезде, которая имеют массу больше массы нашего Солнца, а диаметром около 21 км. Пульсары, которые относятся к классу нейтронных звезд, вращаются до сотни раз в секунду и с каждым вращением направляют к нам пучки энергии. J0030 вращается со скоростью 205 раз в секунду.

В течение десятилетий ученые пытались выяснить, как именно работают пульсары. В простейшей модели пульсар обладает мощным магнитным полем, очень похожим на бытовой стержневой магнит. Поле настолько сильное, что отрывает частицы от поверхности пульсара и ускоряет их. Некоторые частицы следуют за магнитным полем и ударяются о противоположную сторону, нагревая поверхность и создавая горячие точки на магнитных полюсах. Весь пульсар слабо светится в рентгеновских лучах, но горячие точки становятся ярче. Когда объект вращается, эти пятна появляются и исчезают, как лучи, создавая чрезвычайно регулярные изменения яркости рентгеновского излучения объекта. Но новые исследования NICER J0030 показывают, что пульсары не так просты, как кажется с первого взгляда.

Используя наблюдения NICER с июля 2017 года по декабрь 2018 года, две группы ученых нанесли на карту «горячие точки» J0030, используя независимые методы, и сходились в аналогичных результатах о его массе и размерах. Команда во главе с Томасом Райли, докторантом в области вычислительной астрофизики и его научным руководителем Анной Уоттс, профессором астрофизики в Амстердамском университете, определили, что пульсар в 1,3 раза больше массы Солнца и 25,4 км в ширину. Коул Миллер, профессор астрономии в Университете штата Мэриленд (UMD), который возглавлял вторую команду обнаружил, что J0030 примерно в 1,4 раза больше массы Солнца и немного больше, примерно 26 километров в ширину.

«Когда мы впервые начали работать с J0030, наше понимание того, как сделать модель пульсара, было неполным, и оно все еще существует», - сказал Райли. «Но благодаря подробным данным NICER, инструментам с открытым исходным кодом, высокопроизводительным компьютерам и отличной командной у нас теперь есть структура для разработки более реалистичных моделей этих объектов».

Пульсар настолько плотен, что его гравитация искажает близкое к нему пространство-время - «ткань» вселенной, описанную общей теорией относительности Эйнштейна, - почти так же, как шар для боулинга на батуте растягивает поверхность. Пространство-время настолько искажено, что свет со стороны пульсара, обращенного от нас, «искривляется» и перенаправляется на нас. Это заставляет звезду выглядеть больше, чем она есть. Эффект также означает, что горячие точки могут никогда полностью не исчезать, поскольку они вращаются к дальней стороне звезды. NICER измеряет приход каждой вспышки рентгеновского излучения от пульсара с точностью до ста наносекунд, с точностью, примерно в 20 раз превышающей доступную ранее, поэтому ученые могут воспользоваться этим эффектом впервые.

«Беспрецедентные рентгеновские измерения NICER позволили нам сделать самые точные и надежные расчеты размера пульсара на сегодняшний день с неопределенностью менее 10%», - сказал Миллер. «Вся команда NICER внесла важный вклад в фундаментальную физику, которую невозможно исследовать в наземных лабораториях».