/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые нашли идеальную приманку для мух цеце
14.12.2019

Ученые нашли идеальную приманку для мух цеце

Оценка: 4.0    867 0 Наука и Технологии

Британские и африканские биологи изучили работу глаз мух цеце и выяснили, что фиолетовый цвет тканевых ловушек особенно сильно приманивает этих переносчиков сонной болезни. Подобные материалы помогут замедлить ее распространение в Африке, пишут исследователи в научном журнале PLOS Neglected Tropical Diseases.

"Успешное завершение наших опытов говорит о том, что компьютерные модели, построенные на базе представлений о работе фоторецепторов, можно использовать для создания текстиля, особенно привлекательного для этих мух. Фиолетовые ткани, которые мы создали, идеально приспособлены для борьбы с теми видами цеце, которые обитают в саваннах", - пишут ученые.

Африканские мухи цеце по-прежнему остаются одной из главных угроз как для здоровья жителей многих южных регионов Африки, так и для их домашнего скота. Их опасность связана с тем, что в слюне этих насекомых обитают одноклеточные микроорганизмы - трипаносомы, такие как Trypanosoma brucei, а также другие разновидности этих паразитов.

Когда муха цеце пьет кровь людей или животных, часть этих "пассажиров" переселяется из ее рта в кровь будущей жертвы. Через некоторое время трипаносомы распространяются по всей кровеносной и лимфатической системе их жертв. Размножение трипаносом в нервных тканях вызывает сонную болезнь, которая впоследствии приводит к смерти больного. Из-за существования мух цеце почти половина территории Африки до сих пор непригодна для скотоводства.

Сейчас власти африканских стран и местные фермеры, как отмечают Роджер Сантер из Университета Уэльса (Великобритания) и его коллеги, пытаются решить эту проблему с помощью специальных тканевых ловушек. Когда насекомое приземляется на них, в их конечности и хоботок попадает инсектицид, который убивает разносчиков трипаносом.

Мир в глазах мух

Как правило, для этих целей используют ткань черного или голубого цвета, которая привлекает внимание насекомых. При этом местные жители давно заметили, что эти материалы далеко не всегда справляются с такой задачей.

В некоторых случаях, по неясным для наблюдателей причинам, цеце игнорировали ловушки, но при этом атаковали другие приманки, окрашенные почти в тот же цвет. Также выяснилось, что ткани разного типа, покрытые одной и той же краской, почему-то вызывали у мух совершенно разную реакцию.

Сантер и его команда попытались выяснить, почему так происходит. Они воспроизвели то, как сложные фасеточные глаза мухи цеце воспринимают окружающий мир. Для этого ученые создали полноценную компьютерную модель светочувствительных рецепторов насекомого и оптических компонентов отдельных фасеток и просчитали с ее помощью то, как выглядит хлопковая и синтетическая ткань с точки зрения насекомого.

Расчеты показали, что синтетические ткани становятся привлекательными для мух только в том случае, если они выкрашены не в голубой или черный, а в фиолетовый цвет. Это связано с тем, как цеце воспринимают невидимое для человека ультрафиолетовое излучение. Руководствуясь этой идеей, ученые подготовили несколько ловушек для цеце и проверили их эффективность, установив их в одном из исследовательских центров в долине реки Замбези, расположенном на севере Зимбабве.

Эти опыты показали, что фиолетовая ткань действительно лучше приманивала мух, в результате чего в новых ловушках накапливалось в 1,3-1,5 раза больше насекомых, чем в их аналогах с черной или синей тканью. Этот материал аналогичным образом действовал и на другие виды мух, кусающих человека и животных и тоже переносящих опасные болезни.

Как надеются исследователи, их открытие привлечет внимание властей Зимбабве и других стран, где распространены цеце, и поможет их жителям защитить себя и свой домашний скот от заражения сонной болезнью.