/ Новости сайта / Климат и Экология / Паразиты могут перемещаться на морском микропластике, возможно, загрязняя океанскую жизнь и нас самих
30.04.2022

Крошечные паразиты могут перебираться на микропластик, плавающий в океане, а затем перепрыгивать на океанскую живность.

В лабораторных условиях исследователи показали, что три распространенных микроорганизма - Toxoplasma gondii, Giardia и Cryptosporidium - более чем способны прилипать к синтетическим микробисеру и микроволокнам.

Возможно, в реальном мире этого не происходит, но исследование является первым, демонстрирующим, что такой путь передачи, по крайней мере, возможен.

Поскольку рыба и моллюски являются постоянными переносчиками микропластика, авторы беспокоятся о том, как их результаты могут отразиться на здоровье животных и людей.

"Людям легко отмахнуться от проблем с пластиком как от чего-то, что для них не имеет значения, например, "Я не черепаха в океане, я не подавлюсь этой штукой", - объясняет Карен Шапиро, эксперт по инфекционным заболеваниям из Калифорнийского университета в Дэвисе.

Но как только вы начинаете говорить о болезнях и здоровье, появляется больше возможностей для осуществления перемен". Микропластик действительно может переносить микробы, и эти микробы попадают в нашу воду и пищу".

Чтобы проверить эту идею, исследователи провели серию лабораторных экспериментов, в ходе которых они ввели патогенных простейших в микропластик, купающийся в морской воде.

Три патогена, выбранные для исследования, признаны Всемирной организацией здравоохранения как недооцененные причины заболеваний, вызванных употреблением моллюсков.

Toxoplasma gondii заражает теплокровных животных, таких как морские млекопитающие, а также людей. У нас этот паразит может вызывать образование цист в скелете, мозге и глазах.

Между тем, Giardia и Cryptosporidium (сокращенно криптоспоридия) могут вызывать диарейные заболевания у нашего вида.

В лабораторных экспериментах было обнаружено, что все три микроорганизма прикрепляются к микропластику, хотя к полиэфирным микроволокнам прилипает больше паразитов, чем к полиэтиленовым микробусинам.

Первый тип пластика обычно образуется из одежды и снаряжения человека, а второй - из косметических продуктов.

Это не первый случай, когда микропластик переносит загрязняющие вещества в морскую среду.

В 2009 году исследования показали, что загрязнение пластиком переносит и выщелачивает химические вещества в морскую среду.

Однако биологическим загрязнителям уделялось меньше внимания.

В 2013 году исследователи начали предупреждать, что в большом океанском мусорном пятне возникла новая экосистема водорослей и бактерий, известная как "пластисфера".

Некоторые из этих микропластиков могут плавать на поверхности океана, другие - опускаться на дно. В любом случае, животные, питающиеся фильтрами и вылавливающие крошечные кусочки пищи из океана, скорее всего, случайно захватят микропластик. Если загрязнитель также является носителем паразита, последствия для пищевой сети могут быть катастрофическими.

"Когда пластик бросают в воду, он обманывает беспозвоночных", - говорит Шапиро. "Мы изменяем естественные пищевые сети, внедряя в них этот искусственный материал, который также может принести смертельных паразитов".

Как будто нам нужна еще одна причина для беспокойства о микропластике.

Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.