/ Новости сайта / Тайны истории / В древности инопланетяне передали передовые астрономические знания племени Догонов?
05.05.2022

Скептики и сторонники теории о древних пришельцах десятилетиями противостояли друг другу по вопросу о якобы передовых астрономических знаниях племени догонов.

Вот взгляд на некоторые аргументы с обеих сторон относительно этого племени из Мали, Африка, и его предполагаемых знаний о движении звезды, не видимой на Земле без современных телескопов.

Что было известно догонам

Сириус - самая яркая звезда на небе, которая занимала видное место во многих древних культурах. У Сириуса, который находится на расстоянии около 8,7 световых лет от Земли, есть звезда-компаньон - белый карлик Сириус В. Сириус В нельзя увидеть невооруженным глазом, и астрономы впервые догадались о его существовании в 1830-х годах. Позднее, в 19 веке, они разработали теоретическую модель орбиты вокруг Сириуса (который сейчас называется Сириус А).

Астрономы знали, что Сириус B должен быть сделан из сверхплотной материи, но конкретные детали были недоступны их пониманию, пока квантовая физика не помогла объяснить это в 1926 году. В 1894 году нарушения в движении Сириуса B заставили астрономов предположить, что третья звезда, Сириус C, может существовать и оказывать влияние на орбиту Сириуса B. Вопрос о том, существует ли Сириус С или нет, до сих пор остается спорным.

Сириус А и Сириус В в поле зрения космического телескопа "Хаббл". Белый карлик виден слева внизу. (NASA, ESA )

Считается, что догоны знали все это за много веков до того, как об этом начали размышлять западные астрономы. Для них Сириус - это трехзвездная система. Они якобы точно описывают Сириус B: говорят, что это невидимая с Земли звезда-компаньон Сириуса, что у нее 50-летний орбитальный период, что она движется вокруг Сириуса A по эллиптической траектории и состоит из тяжелого вещества, которое не встречается на Земле.

Догонская диаграмма, изображающая эллиптическую орбиту Сириуса B вокруг Сириуса A.

Считается, что догоны также понимали, что Земля и другие планеты вращаются вокруг своей оси, что они обращаются вокруг Солнца, что у Юпитера есть четыре луны, а у Сатурна - кольцо вокруг него.

В статье обсерватории НАСА "Чандра" говорится следующее: "Карл Саган в своей книге "Мозг Брока" отметил, что вывод о планетарных орбитах, хотя и является редким озарением, но может быть достигнут без высоких технологий, как это продемонстрировали некоторые греки и Коперник". Что касается лун Юпитера и кольца Сатурна, то при наличии исключительного зрения и идеально чистого неба их можно увидеть и без телескопа".

Могли ли догоны каким-то образом сами увидеть Сириус Б?

Но скептики и сторонники древних пришельцев в целом сходятся во мнении, что догоны не могли сами наблюдать Сириус B или его орбиту вокруг Сириуса A.

По словам Лиама МакДэйда, профессора астрономии в Городском колледже Сакраменто и старшего научного сотрудника некоммерческой организации "Общество скептиков", Сириус Б мог быть виден догонам (и всем другим культурам) только в том случае, если несколько тысяч лет назад он был красным гигантом. Если бы это было так, то любой мог бы легко наблюдать и Сириус А, и Сириус Б в действии. Некоторые утверждают, что древние действительно описывали Сириус как красный гигант.

Но, как объяснил МакДэйд в статье, написанной для общества: "Одна из проблем с этой идеей заключается в том, что Сириус B был белым карликом по крайней мере десятки тысяч лет. Если бы Сириус B был красным гигантом всего несколько тысяч лет назад, вокруг него и сегодня была бы яркая и заметная планетарная туманность. Такой туманности не видно".

Рентгеновское изображение звездной системы Сириуса.

"Вторая проблема заключается в том, что древние авторы, похоже, использовали цвет для обозначения звезд не так, как мы (они описывали Поллукс, Арктур и Капеллу как "красные" - современный наблюдатель назвал бы их желто-оранжевыми, оранжевыми и желтыми, соответственно).

"И наконец, даже если бы Сириус B был видимым красным гигантом несколько тысяч лет назад, откуда бы догоны узнали, что Сириус B все еще существует после того, как он стал белым карликом?" - заключил МакДэйд, как и знаменитый ученый-исследователь.

МакДэйд, как и известный астроном Карл Саган, пришел к выводу, что знания догонов о Сириусе Б должны были прийти из развитой культуры. Саган и Макдэйд утверждают, что оно должно было прийти из современной западной культуры, другие говорят, что это маловероятно.

Хогон, духовный лидер догонов.

Каковы шансы получить эти знания в результате контакта с Западом?

Теория о том, что догоны обладали передовыми знаниями о Сириусе B, основана на антропологических рассказах доктора Жермена Дитерлена, генерального секретаря Общества африканистов при Музее человека в Париже, и доктора Марселя Гриоля, которые вместе посетили это племя в 1930-х годах.

Книга Роберта Темпла "Тайна Сириуса", опубликованная в 1976 году, популяризировала теорию древних пришельцев как объяснение знаний догонов. Он опроверг доводы Сагана о том, почему догоны могли получить астрономические знания благодаря контакту с западным миром.

В открытом письме Сагану, написанном в 1981 году, Темпл заявляет: "Поскольку [доктор Дитерлен] большую часть своей жизни прожила с догонами и знает их и их традиции так близко, как никто другой, ее мнение о возможном западном происхождении сириусных традиций догонов имеет первостепенное значение. Она отвечает на такие предположения одним словом: "Абсурд!"".

Во время интервью для специального выпуска BBC она показала 400-летний артефакт догонов, изображающий три звезды системы Сириуса. По словам Темпл, эта часть была вырезана из американской передачи, поэтому, возможно, американские скептики не обратили внимания на это доказательство и свидетельство Дитерлен.

В трезвом и ясном интервью для довольно странного шоу "Talk Psychic" Темпл заявила: "Если вы спросите догонов, они скажут вам, и это то, что никто не хочет слышать. Они говорят, что их предки получили информацию от посетителей из системы звезды Сириус".

Темпл говорит, что знания о системе Сириуса широко распространены в культуре догонов, "воплощены в ... сотнях или тысячах предметов, символов, тканых покрывалах, резных статуях и так далее". Он считает невозможным, чтобы эти знания так быстро просочились в культуру с того момента, как западные астрономы сделали эти открытия, до того времени, когда Дитерлен и Гриоль начали свои исследования в 1931 году.

'Мастер раскосых глаз'. Антропоморфное изображение, вероятно, фигура предка догонов.

"И как эти сотни или тысячи предметов должны были быть искусно изготовленными подделками, выдающими свою многовековую давность... озадачивает меня еще больше", - продолжил он. "Именно эти и многие другие соображения (такие как племенная священность традиции, делающая маловероятным, что она могла исходить от западных злоумышленников, которые не пользовались бы большим уважением или доверием дотошных и традиционных жрецов) заставляют доктора Дитерлена отвергать предположение о западном происхождении как "абсурдное"".

В 1979-1980 годах антрополог Вальтер ван Бик изучал догонов. Он обнаружил, что космология догонов значительно отличается от того, что сообщили Гриоль и Дитерлен. Ван Бик сказал, что догонское понимание системы Сириуса не было ясным или единым. Он получил различные объяснения из разных догонских источников, и некоторые из них сказали, что то, что они знают об этой системе, пришло к ним от Гриоля.

Деревня догонов.

Гриоле критиковали за использование наводящих вопросов и насаждение астрономических знаний у догонов.

Гриоле критиковали за использование наводящих вопросов и насаждение астрономических знаний у догонов, а дочь Гриоле Женевьева Каламе-Гриоле также критиковала методы ван Бика. Неясно, могут ли изменения, произошедшие в догонах с 1930-х годов, объяснить выводы ван Бика.

Контакты догонов с западным обществом, с людьми, которые могли бы знать об открытиях астронома, были ограничены в 19 веке и в начале 20 века. Однако некоторые контакты все же имели место, поэтому не исключено, что они соприкоснулись с информацией таким образом. Однако, даже если это так, возможно ли, что у них уже было такое понимание системы Сириуса?